В бардовской песне первоначальное значение имеет поэтический текст и его содержание, нередко присутствует сюжет, как в балладе.
Иногда просто произносится поэтический текст под бренчание гитары (как бывает у Вадима Егорова).Но это не имеет ничего общего с рэпом, потому, что:
1. Проговорка идëт всë равно под предполагаемую мелодию (чтобы не наскучить на пятидесятом куплете),
2. И в бардовской песне не сильно варьируется ритмический рисунок, в отличие от рэпа, где, допустим, на сильной доле следующего такта может окончиться предыдущая фраза.
Свое произведение бард исполняет сам, вступление на гитаре он делает по настроению: может один аккорд сыграть, может - бой, а может - тему песни провести. У Башлачëва, например, вступление состояло из двух аккордов, и длиться оно могло сколько угодно, пока автор не настроится петь.
Диапазон и интонации бардовских песен ближе к актëрско-разговорным. Но песни Юрия Визбора, например, ближе к романсовым, и встречаются среди них распевные. В частности, песня "Милая моя" Юрия Визбора, или "Здесь лапы у елей дрожат на весу" Владимира Семëновича Высоцкого.
Хотя из всех известных бардов актëром являлся именно он - его исполнительскую манеру не назовëшь актëрской в общепринятом смысле этого слова. Это его индивидуальная манера. Но в чëм-то схожая манера и у Александра Галича.
Это, пожалуй, всë, что касается описания музыкальной части бардовских песен. Более индивидуальные черты авторов выражены в поэзии.
Вершинами творчества этого жанра интересуются также различные коллективы и исполнители других жанров. Для этого им нужна, как минимум, транскрипция, а как максимум - аранжировка.
У Григория Лепса в песнях преобладают жанры рок-баллады, и поп-баллады (песня "здесь лапы у елей" не меняла ни тональность, ни темп, ни структуру - только была переинструментована), были быстрые рок-композиции на 12/8, сочинялись авторские инструментальные вступления, между вокальными строчками расставлялись паузы, чтобы певец мог вздохнуть. Те же принципы транскрипции и у других популярных исполнителей. Хотя у Зары есть образец попсы в чистом виде и в еë стиле, но сделанный органично.
В некоторых аранжировках оставляют гитару, и добавляют к ней, например, фортепиано, или аккордеон, которыйделает подголоски на основе главной мелодии (как, например: Елена Камбурова поëт песни Булата Окуджавы, а Юрий Шевчук - песни Александра Галича).
https://youtu.be/DuTQBJTmn2Y?si=YEacOkvTwhXs0bRO
https://youtu.be/2I1z0h5CsTY?si=kGAMYz3A8MTL_Jxc
Николай Фоменко представлял аранжировку, которая воспринималась как смесь шансона и босса-новы, у Дмитрия Харатьяна - чистый шансон.
https://youtu.be/jG8Ilh03jgU?si=sN3aGscD9O1W-845
В заключении хочу представить нотный пример различных переложений песни Владимира Высоцкого: "Так случилось, мужчины ушли". На фото с акаппельными нотами - версия песни Екатерины Гусевой. Примечательно то, что в размере 4/4 есть один такт на 4/4, но он расположен в разных местах.