О.В. БАЖИНА, учитель гимназии №121 г. Уфы
Тема. В каждом слове есть смысл.
– Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде чем начать мастер-класс, предлагаю вам посмотреть на экран и определить значение данных слов: криница, жерло, поступок. Что нам помогло объяснить значение этих слов? Наш жизненный опыт, наши знания, которые мы получили в школе. Посмотрите, как это сделали дети. Почему толкование одних и тех же слов так разнится?
– Действительно, одной из основных проблем в начальной школе является несформированность читательской грамотности. Ученики не всегда могут осознанно прочитать текст, объяснить значение слов, выражений, которые они встретили в тексте. Поэтому на всех школьных предметах без исключения должна проводиться работа с текстом. Ведь она является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, расширения их словарного запаса, улучшения качества речи. Через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Важным этапом при работе с текстом является обучение смысловому чтению, что неразрывно связано с определением ключевых слов, которые позволяют лучше воспринять прочитанное, а затем воспроизвести текст.
В Федеральных государственных образовательных стандартах читательская грамотность или смысловое чтение – это важнейший метапредметный результат обучения. Институт стратегии развития образования определил основные читательские умения.
– В связи с вышесказанным предлагаю определить тему мастер-класса «В каждом слове есть смысл».
Цель: показать приёмы работы с ключевыми словами, способствующими развитию читательской грамотности.
Ключевое слово – это ключ, с помощью которого открываются тайны художественного произведения. Ключевые слова помогают:
– определить тему урока;
– составить предложение по определенной теме, «ключ» выступает в качестве опорного конспекта;
– прочитать в «ключе» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока;
– составить предложения или рассказ, используя как можно больше ключевых слов;
– создать словарное ключевое слово на основе небольших, недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чём были эти тексты.
Процесс определения ключевых слов позволяет учащимся лучше понять информацию и воспроизвести её в сжатой форме, т.е. написать конспект, тезисы, аннотацию, составить план.
Так как же мы работаем с ключевыми словами?
– Мы начали мастер-класс с работы по определению значения слов. Напомню, как дети объяснили значение слов. Но, если мы предложим поработать детям, например, со словарём Сергея Ивановича Ожегова, они смогут точнее определить их значение. И тогда смысл предлагаемого произведения для них будет более понятным. Таким образом, работа со словарём расширит словарный запас, повысит языковую культуру в целом.
– Найденное ключевое слово можно использовать как основу для составления «Ассоциативного куста». Данный приём направлен на подготовку к исследованию текста, выделению проблемы или выявление авторской позиции.
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «поступок»?
– Давайте познакомимся с самим текстом. О чём этот текст? (Стояла криница под дубом; пришёл мальчишка и бросил в неё камень; камень закрыл жерло.) Опираясь на свой жизненный опыт, мы назвали ключевые слова, на которые опирается автор.
Их признаки – это:
1) высокая степень повторяемости в тексте, частота употребления;
2) соотнесение двух содержательных уровней текста;
3) способность сокращать информацию, выраженную целым текстом.
– Для чего нужно уметь определять ключевые слова? Эти знания понадобятся нашим ученикам при подготовке к пересказу на уроке, а также на итоговом собеседовании в IX классе; либо для определения темы предложенного текста и выделения проблемы на ОГЭ, ЕГЭ. Даже на уроке математики при составлении краткой записи задачи. Т.е. опора на ключевые слова будет нужна при обработке любой информации на любом предмете.
– Давайте проверим наши догадки. Какие же это были ключевые слова? В тексте я обозначила их разным цветом.
– Определив ключевые слова, коллеги, можно предложить детям ещё один очень известный вид работы: составление кластера. Но, я предлагаю составить его в виде цепочки вопросов. При составлении текста мы отвечаем на вопросы: Что произошло? Как произошло? Почему? Какие последствия? Действия происходят с кем-то, значит, должны быть герои (кто? или что?). В тексте также может описываться место и время действия, следовательно, мы должны ответить на вопросы: где? или когда? Данный приём помогает подготовить к пересказу текста и подвести к определению главной мысли автора. Давайте посмотрим, какие же цепочки можно составить.
– Обратите внимание, составив цепочки по опорным словам, мы смогли подвести детей к определению замысла автора: мальчик, кинув камень, погубил природу, всё высохло.
– Коллеги, в списке ключевых слов есть слова, о которых мы ещё не поговорили: мальчишка, поступок, камень. Здесь можно предложить детям поработать с каждым словом отдельно, используя приём «Денотатный граф» (от латинского denoto – «обозначаю» и греческого «пишу»). Суть приёма в выделении из текста существенных признаков ключевого понятия. В верхнем прямоугольнике графа записывается основная тема. В нижних прямоугольниках – глаголы, которые раскрывают содержание основного понятия, ещё ниже – поясняющие слова для каждого глагола.
– И прежде чем дать характеристику мальчишке, предлагаю вновь вернуться к ассоциативному кусту. Какой поступок совершил мальчишка? (Плохой.)
– А какое словосочетание для характеристики поступка предлагает автор? (Шалость; «любил пошалить»).
– Предлагаю вновь обратиться к словарю, и через работу со словами осознать полученную информацию и понять замысел автора (шаль, шалить).
– Таким образом, работа со словарями позволяет нам дать точную характеристику МАЛЬЧИКУ – дурь, блажь во вред другим, т.е. вредитель.
– И третий признак ключевых слов: способность ключевого слова обобщать информацию, выраженную целым текстом. Этот признак особенно ярко проявляется у ключевых слов в позиции заглавия.
– Произведение называется «Камень». Почему автор так назвал своё произведение? Обратите внимание, одно и то же содержание можно передать разными языковыми средствами. Например, с помощью пословицы.
Беды терпеть – каменное сердце иметь. (Словарь синонимов.) Словарь Ушакова – Камень.
– Так в чём же смысл произведения Сухомлинского?
– В ходе мастер-класса мы с вами познакомились только с некоторыми приёмами работы с ключевыми словами. Выделение ключевых слов подготовило нас к чтению, восприятию текста. Составление цепочки из ключевых слов подвело нас к определению главной мысли. «Денотатный граф» помог дать характеристику герою и осмыслить всю имеющуюся информацию. Тем самым мы добрались до замысла автора.
Благодаря словарной работе, объяснили значение новых, непонятных слов, либо проанализировали и уточнили значение уже известных.
Подводя итоги всего вышесказанного, нужно сказать, что представленные приёмы универсальны, их можно использовать на всех школьных предметах без исключения, будь это предмет гуманитарного или технического цикла.
Приёмы помогают ученику повышать эффективность восприятия информации, интерес к изучаемому материалу и к обучению в целом, формируют умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Использование данных приёмов на уроках помогает учителю создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, способствует развитию мышления, внимания и самостоятельности в процессе обучения. И, конечно же, повышает качество обученности школьников.