Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Особенности раннего детского возраста 1-3 года.

Ребенок – отличный от взрослого человек. При чем эти отличия не в том, что он еще что-то не умеет, так как вы, это очевидно, но есть еще качественные отличия: его взгляд на мир, восприятие этого мира, все это совершенно ИНОЕ чем у взрослого. И это ИНОЕ взрослому очень трудно представить: это отсутствие сложившихся представлений и стереотипов, прошлого опыта. Ценности, представления, мотивация, намерения, они только возникают, формируются, находятся в процессе становления. Это некое чудо, ежеминутно с вашим ребенком происходит что-то новое.

Нам очень трудно представить, что он думает, чувствует, это совсем иначе, он не наша пародия, это не маленький недорощенный взрослый, это совершенно отличное от нас существо. Чтобы его понять, нужны особые представления и знания о нем.

Особенности этого возрастного периода:

  1. Поглощенность, захваченность текущим моментом, он живет в настоящем, его внимание не направлено, не учитывает прошлого и не смотрит в будущее. Его восприятие и эмоции не отделены друг от друга, поэтому часто поведение аффективно окрашенное. И это нормально для данного возраста, иначе ребенок просто не умеет пока. Ситуативность непроизвольна – он как бы находится под властью текущей ситуации. Все что его окружает, непреодолимо увлекает его и так он познает мир, это необходимый этап развития. Позднее, после 3-х лет речь, игровые заместители потихоньку будут выводить его из-под власти текущей ситуацией. Со временем он научится овладевать собой и своим поведением. И этот процесс должен быть естественным.
  2. Отсюда поведение ребенка целиком определяется Наличной ситуацией. Для взрослого такое поведение совершенно не характерно. Многие посещают психолога, чтоб научиться останавливаться в «здесь и теперь». А для малыша 1-3 года иного не существует, только «здесь и теперь». Предметы, объекты, поле всего окружающего притягивает ребенка либо отталкивает. Поведение определяется зрительным полем, а каждый предмет в этом поле обладает повелительным характером. Зависимость от зрительного поля определяет внутреннюю психическую жизнь. Память с опорой на обстановку, узнавание знакомого. Мышление: связи между предметами здесь и сейчас. Думать в полном смысле слова, размышление пока не доступно.

Эмоции и аффекты так же очень зависят от того, что у ребенка перед глазами. Успокоение и расстройство спонтанно, ожидание «а что будет если…» отсутствует. Поэтому «полезно», «вредно», «испачкаешься» это для него не имеет значения. Родителю нужно понимать, что это важно говорить, но не для того, чтобы ребенок немедленно последовал вашим указаниям. Этого не произойдет, потому что воспримет он это только тогда, когда это случится и он это сам переживет. Это важно говорить, чтобы он проживал этот опыт вместе с Вами. И запоминает он этот опыт в результате ваших комментариев. Поэтому желательно проявлять терпение, не упрекать и не винить, а нейтрально комментировать, в том числе и свои эмоции по этому поводу. Иногда, если совсем уж нежелательно какой-то опыт проходить, более эффективным способом будет переключение внимания.

Гибкость, пластичность, открытость всему. Осознанность, ответственность в выборе занятий – это не про него. Пойди поиграй в игрушки – это для него очень трудно. Выбор: что будешь кушать, куда пойдем гулять, во что будешь играть - невозможно. Чтобы выбрать, ему нужно представить альтернативы, а это пока он сделать не может. Он ориентируется пока совсем на другие вещи, а не на суть предмета, а на звучание слова, например) Плюс желания неустойчивы, кратковременны. Это родителям так же нужно учитывать, не ругать за то, как он быстро переключается, он не может иначе и это нормальный способ развития. И ответственность он пока не способен нести, за то, что выбрал спонтанно. Пока ответственность за выбор лежит на родителе. Вы можете делать этот выбор вместе с ним, поясняя и комментируя, спрашивая его. Совместность в этом периоде очень полезна. Малыша легко привлечь к чему-то новому. Ему нравится ТО, что показывает значимый взрослый, процесс обыгрывания и демонстрации. Так родители формируют предпочтения. Научно доказано, что для ребенка важной будет та игрушка, которая обыграна совместным времяпровождением со значимым взрослым.

Консерватизм и постоянство. Довольно часто родители жалуются на консерватизм в еде, например. Не замечая, что сами этот консерватизм формируют: видя первую реакцию ребенка (скорчил рожицу от кислого, или выплюнул кашу, например), спешат прокомментировать «Что, невкусно?». Здесь, как и почти всегда в воспитании очень важно терпение. Ребенок еще сам не понял в силу возрастных возможностей, он запоминает, что сказал взрослый, а затем воспринимает событие соответственно. А теперь о естественных источниках консерватизма: новизна пока для него нарушает целостность образа мира. Ему важна предсказуемость событий, привычный порядок вещей. Именно эта стабильность создает в этот период уверенность в себе, внутреннюю устойчивость. Четкий режим. Тревожность, плаксивость, кушать много сладкого – часто от отсутствия режима, некоего порядка жизни. Стабильность – одна из серьезных внешних опор, которую он осваивает и укрепляет в этот период. А одна из главнейших - это близкие. И здесь так же важна стабильность: родительское спокойствие, ровное отношение, а так же интерес, любопытство, проявляемые совместно с ребенком, напрямую влияют на мироощущение ребенка сейчас и в долгосрочной перспективе. Консервативное восприятие персонажей и событий сказок, желание прослушивать одно и то же: для него через призму здесь и сейчас, каждый раз одно и то же в иных условиях будет как заново и по иному, как отличный каждый раз от предыдущего процесс, обладающий узнаванием, что для ребенка будет равно чувству компетентности, стабильности окружающего мира. «Я знаю, Я понимаю, Все хорошо». Многократное повторение и перечитывание для него - источник ярких эмоций и впечатлений. Для взрослых это кажется скучным, потому что они устремлены к однообразности сюжета и финала.

Привязанность. Я уже писала, как много значит для малыша то, что делает значимый взрослый, совместность с ним. Привязанность, формирующаяся до 1 года, является базой для дальнейшего развития. В случае надежной привязанности: ребенок чувствует себя любимым, достойным внимания, уважения. И наоборот, при ненадежной привязанности: ребенок отвергнутый, нелюбимый, ненужный, а мама для него - источник страха и опасности. Огромное влияние на познавательную активность и на исследовательскую деятельность, и, следовательно, на развитие.

После года ребенок буквально встает на ноги и это первая автономность. Близкий становится не только источником доброжелательности, внимания. Он начинает быть образцом действий. Малышу требуется вместе с взрослым участвовать в делах. Взрослый в этот период - возможность сотрудничества, возможность освоения новых видов человеческого поведения. Не просто дать машинку, а вместе поиграть, показать, что можно с ней сделать. Покатать, повозить, пооткрывать дверки, спустить с горки. Именно показать смысл действия с предметом, его функцию, назначение, технические приемы осуществления действий. Важно чтоб это были не только инструкции, а интегрированные в жизнь естественные совместные действия, а так же поощрение и корректировка. Игра пока без сюжета, только функционально. Для этого нужно, чтоб ребенок был вместе со взрослым и делал с ним одно дело.

Сам он не всегда способен придумать себе занятие, развивающее его способности. Помните про консерватизм? Новое входит аккуратными, мелкими шажками. Нужно как что-то похожее, но чуть отличается. Это большая задача, которая стоит на этом этапе перед взрослым.

Здорово, когда взрослый сам испытывает желание играть и заражает им ребенка. На основе этого интереса позже складывается успешная школьная деятельность. Желание исследовать есть у ребенка, когда эта детская инициативность поддержана вашим собственным интересом – это идеальный вариант. И если взрослому не ценно и не интересно, то и малышу это перестает быть интересным. На этом этапе он учится у взрослого, без участия взрослого не будет развития.

Совочки в песочнице, ложки, расчески, куклы, кастрюльки, машинки – изучайте заново эти предметы для вашего ребенка. За этим процессом стоит не только механическое копирование, это такой сложный психический процесс, как построение единого образа, которому ваш ребенок учится в совместности взаимодействия с вами

Ему хочется быть похожим именно на вас, вы - важный для подражания и формирования образа мира объект, этот период быстро пройдет, будьте с ним рядом в это время.

Принимаю онлайн и очно в Санкт-Петербурге, буду рада оказаться полезной)

8-981-248-66-40

Автор: Махиня Наталия Евгеньевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru