За двумя зайцами погонишься - обоих поймаешь. Да-да, именно так нужно рассматривать новое ОГЭшное задание под номером 8, потому что оно помогает и в подготовке к ЕГЭ.
На эту мысль меня натолкнула моя коллега, подписчица и соавтор многих пособий Ольга Иванченкова.
Задания № 8 ОГЭ и № 7 ЕГЭ проверяют, насколько выпускники овладели грамматическими нормами современного русского литературного языка. Разница в том, что девятиклассникам на экзамене предлагается поставить слово в нужную форму, а одиннадцатиклассники из нескольких предложенных вариантов должны выбрать ошибочный и записать его правильно.
Разнообразие ошибок, связанных с образованием форм слов, велико. И правильнее идти от образования нормы, то есть от заданий, предложенных девятиклассникам.
При подготовке к заданию 7 ЕГЭ Ольга советует работать так:
- изучить часть теории на определённую грамматическую тему;
- выполнить ряд упражнений в формате задания 8 ОГЭ из "Пособия для подготовки к заданию 8. Грамматические нормы";
- перейти к формату задания 7 ЕГЭ на поиск ошибки и её исправление.
Построение подготовки таким образом обусловлено тем, что многие старшеклассники не помнят даже простых вариантов: носков – чулок; другие удивляются, что у них нет «новых джинсОВ», что «тюль тонкИЙ»; слово «блюдЕЦ» вообще инопланетное – у всех просто тарелки; про числительные и говорить нечего. Поэтому сначала ученикам нужно напомнить правила, потом потренироваться на простом материале, а затем уже переходить к более сложному.
Очень важно многократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, иногда заучивание, проговаривание.
Возможно, через несколько лет, когда подготовка к заданию 8 ОГЭ войдёт у нас в систему, задание 7 на ЕГЭ будет вызывать у учеников меньше трудностей. А пока можно воспользоваться советом Ольги, "Пособием для подготовки к заданию 8" и решать ОГЭшные задания с одиннадцатиклассниками.
Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.