Найти в Дзене
Katya to Art

Выставка «Ступени мастерства» в Третьяковской галерее

Оглавление

Посетила выставку в Третьяковской галерее, посвященную работам художников, созданных во время их обучения в Академии Художеств

Голова Зевса, рисунок Савинского
Голова Зевса, рисунок Савинского

Выставка построена по принципу обучения в академии:

  • перый зал посвящен истории, студентам, преподавателям;
  • второй - копиям и гипсовым слепкам;
  • третий - работам с натуры;
  • а два последних зала - композициям, эскизам и работам художников, которые не окончили академию.

История создания Академии

Здание Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге
Здание Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге

Идея создать специальное учебное заведение для обучения художников появилась ещё у Петра Первого. Спустя почти полвека - в 1757 году Императорская Академия художеств была учреждена по указу Елизаветы Петровны.

«Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года», картина В.Якоби
«Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года», картина В.Якоби

Шувалов и Ломоносов принимали непосредственное участие в создании академии, но только при Екатерине II Академия стала самостоятельным учебным учреждением. Екатерина утвердила устав и штат академии, а также установила бюджет в размере 60 тысяч рублей.

Парадная форма студентов
Парадная форма студентов

В академию принимались мальчики в возрасте 6-8 лет. Они поступали в подготовительный класс, в котором обучались основам рисования. По достижении нужного уровня, они переходили в начальный класс.

Художественная школа для девочек
Художественная школа для девочек

Интересно, что в Академию принимали только мальчиков, так как для девочек занятие живописью и лепкой было неприличным. Однако девочки могли научится рисовать в женских мастерских.

Легенды академии

Карл Брюллов, автопортрет, 14 лет
Карл Брюллов, автопортрет, 14 лет

Несмотря на то, что в Академии Художеств учились практически все известные художники России, одним из самых выдающихся студентов, любимым преподавателей и настоящий легендой был Карл Брюллов. Он поступил в Академию уже обладая огромным багажом знаний, благодаря своему отцу, который учил его рисовать.

«Каин и Авель», работа Карла Брюллова
«Каин и Авель», работа Карла Брюллова

Во время обучения Карл был лучшим студентом, выполнял все работы раньше однокашников, что приводило к забавным ситуациям: отстающие студенты часто просили Брюллова поправить их работы. А так как Карл не умел править плохо, то часто их работы получали отличные оценки. Возможно, именно благодаря Брюллову эти студенты смогли выпуститься из Академии.

Эскиз картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Эскиз картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Окончив Академию с отличием Карл Брюллов получил большую золотую медаль - лучшую отметку и награду Академии, которая давала возможность поехать в Европу в пенсионерскую поездку (поездка в Европу на три года). После возвращения из Европы Брюллову предложили стать преподавателем академии, на что он согласился. Благодаря своему очарованию и безусловному таланту, Брюллов был одним из самых любимых преподавателей.

Карл Брюллов, рисунок одного из студентов
Карл Брюллов, рисунок одного из студентов

Ещё одной значимой фигурой в истории Академии был Александр Иванов (картина «Явление Христа народу»).

Он не просто показывал отличные результаты во время обучения, но и решил остаться ещё на год в Академии после выпуска, чтобы совершенствовать мастерство. Академия предоставляла такую возможность заинтересованным студентам, выделяла им мастерские и платила стипендию. От студентов требовалось всего лишь работать и раз в месяц отчитываться о проделанной работе.

«Боец Боргезе», Александр Иванов
«Боец Боргезе», Александр Иванов

Вот только Иванов не умел работать на маленьких форматах. Когда он решил отточить мастерство во время дополнительного года в Академии и написать одну из самых сложных работ - гипсовую фигуру Боргезского борца - его работу ждали 6 месяцев! Интересно, что бумаги для графики такого формата в то время ещё не было, так что Иванов самостоятельно склеивал листы бумаги, чтобы добиться необходимого формата. Более того, вся картина выполнена карандашным штрихом, включая фон!!!! Возможно именно поэтому художник работаю полгода 😉

«Лаокоон и его сыновья», Александр Иванов
«Лаокоон и его сыновья», Александр Иванов

Второй работой, которую Иванов писал 6 месяцев, была ещё более сложная скульптурная композиция - «Лаокоон и его сыновья». Считается, что лицо Лаокоона выражает наивысшую степень человеческих переживаний, так что писать такую работу невероятно сложно. С этой задачей художник также справился, а через год отправился в пенсионерскую поездку в Италию.

Оценки в Академии

Я уже упоминала, что окончив Академию с отличаем, студенты получали большую золотую медаль и возможность поехать в Европу на три года.

Золотая медаль (выполнялась из метала и покрывалась позолотой)
Золотая медаль (выполнялась из метала и покрывалась позолотой)

Однако недостаточно было просто выполнить дипломную работу (обычно это была композиция на библейскую или греческую тему), чтобы получить высшую оценку. Во время всего обучения студентам необходимо было заработать определенное количество малых и больших серебряных медалей.

Гипсовый слепок с головы Ареса (на работе видна оценка - 2)
Гипсовый слепок с головы Ареса (на работе видна оценка - 2)

За все работы студенты также получали оценки. Только это не была привычная нам система: пятибалльная или стобалльная. Лучшей оценкой считалась …. 1!!!! А худшей - 50. К тому же существовало внештатное правило - тем студентам, которые получаи оценки до 10, на экзамене уступали лучшие места перед гипсовым слепком (чаще всего они сидели прямо перед статуей, что упрощало работу).

Голова Зевса, рисунок художника
Голова Зевса, рисунок художника

В Академии учились не только художники, но и архитекторы и скульпторы. Для них гипсовые слепки были обязательны, но требования к ним были менее суровыми, так что получить отметку 15 или 20 для них было очень хорошим знаком.

Голова Зевса, рисунок архитектора
Голова Зевса, рисунок архитектора

Ещё одной особенностью обучения в Академии было то, что после выпуска студенты из низших сословий получали низший дворянский титул, что позволяло им войти в высшее общество, несмотря на их происхождение.

Натурный и костюмный классы

После того, как студенты сдавали экзамен по гипсовым слепкам, они переходили в следующий класс - натурный. Конечно, натурщики были только мужчины.

Портрет натурщиков
Портрет натурщиков

Интересно, что в реальности натурщики были самыми обычными людьми, не обладающими зачастую атлетическим телосложением. На работах художники, конечно, придавали натурщикам образы античных героев.

Портрет студента
Портрет студента

Конечно, в Академии были правила для классов - натура должна быть обнаженной, занятия обязаны посещать все учащиеся.

Тем не менее, Академия не препятствовала студентам, которые хотели научится писать ткани, складки, костюмы. Ребята купили какие-то театральные костюмы, по очереди наряжалась в них и писали друг друга.

Восточный костюм
Восточный костюм

Так в Академии появился костюмный класс, выросший из небольшого студенческого объединения.

Акварельные работы из
Акварельные работы из

Через какое-то время он стал не просто кружком по интересам, а отдельным классом, который могли посещать все желающие студенты.

Костюм пастуха
Костюм пастуха

Чаще всего занятия посещали все учащиеся, потому что понимали, что натура натурой, а научиться писать одежду необходимо, чтобы получать хорошие заказы.

Пенсионерская поездка

Конечно, все студенты стремились получить возможность уехать на три года в Европу.

Улица в Каире, Александр Дорогов
Улица в Каире, Александр Дорогов

Это считалось не просто привилегией, но и отличной возможностью посетить музеи, увидеть настоящие скульптуры, поучиться у мастеров, вдохновиться красотами и светом Италии, Франции, Германии.

Копия с картины Рафаэля «Преображение», Федор Иордан
Копия с картины Рафаэля «Преображение», Федор Иордан

Интересно, что многие художники, вернувшись в пасмурный Питер, отмечали яркий свет, который потом приобрели их работы.

Акварельный пейзаж
Акварельный пейзаж

Конечно, художники тоже люди, поэтому ничто человеческое им не чуждо. Кто же может пройти мимо очаровательных запахов французской или итальянской кухни?

Карикатура на художников в Европе
Карикатура на художников в Европе

Сбежавшие художники

Несмотря на то, что многие художники окончили Академию и стали известными, в 20 веке появились те, кому не нравилась академическая система образования. Например, такие художники, как Врубель, Бенуа и другие, решили покинуть Академию и начать собственный путь в искусстве.

Михаил Врубель, Христос
Михаил Врубель, Христос

Интересно, что даже уйдя из Академии, Врубель применял полученные знания, как работать с цветом.

Александр Бенуа, «Прогулка короля»
Александр Бенуа, «Прогулка короля»

Еще одной яркой личностью, с которой связана большая история, был Александр Бенуа - один из основателей общества Мир Искусства, про которое я уже писала 😉

Александр Бенуа
Александр Бенуа

Даже несмотря на то, что Бенуа ушел из Академии и не получил пенсионерскую поездку, он уехал во Францию на собственные деньги и сформировал свой неповторимый стиль.

Вот такая интересная выставка проходит в Третьяковской галерее!

Спасибо, что поддерживаете меня! ☺️