Найти тему
Субъективный путеводитель

Единственное место встречи трамвая и медведя. Как работал уникальный транспорт в Усть-Илимске?

Улица Дружбы Народов, ограничивающая Усть-Илимск с востока, выглядит тихими задворками центрального проспекта Мира. Тем удивительнее было услышать на ней звон железных колёс. По дальней её стороне, у домов 11-го Молодёжного микрорайона, пролегали трамвайные рельсы, на самом юге Нового города заканчивавшиеся разворотным кольцом... теперь всё это в прошлом - с год назад скоростной трамвай в Усть-Ильимске закрыт. Но я успел его застать, а потому дальнейший рассказ - в настоящем времени.

Усть-Илимск пока остаётся последним городом на территории России, в котором открыли трамвай - в 1988 году. По изначальному плану система должна был связать вокзал на юге и промзону на севере, став пассажирским дублёром железной дороги, огибающей Новый город за несколько километров по тайге.

-2

Однако построить успели только северную половину. Сама идея скоростного трамвая, связующего спальные районы с далёкой и грязной промзоной - в общем-то не редкая в бывшем СССР, но если в Салавате или Старом Осколе, Новополоцке или Мозыре трамвайные пути идут дачами, полями и обочинами трасс, то Усть-Илимск - как бы не единственное место в мире (ладно, ещё уральский Волчанск), где возможно столкновение трамвая и медведя.

-3

Машины Усть-Илимского трамвая суровы подстать линии - все 53 вагона здесь угловатые КТМ-5 из челябинского Усть-Катава, поставленные в 1988-89 годах. В час-пик в будний день они выходят на линию массово и слаженно едут в одну сторону с почти метрополитеновским интервалом, а потом столь же массово возвращаются в депо.

В межпиковое время и по выходным на линии остаётся всего несколько машин, курсирующих по чёткому расписанию с перерывами и в час, и в полтора. Длина линии 15 километров, средняя скорость - 28км/ч, и в общем я бы сказал, по ощущениям трамвай тут действительно скоростной:

-4

Таёжность его, при ближайшем рассмотрении, оказалась сильно преувеличенной. Медведи в этих краях и в город порой забредают, а вот трамвай едет лишь по опушке - с одной стороны за окнами почти всегда видна автодорога.

-5

На линии 9 остановок - где-то с павильончиками:

-6

Где-то - с подобием низких платформ. Если в Волгограде и Кривом Роге трамвай кажется по ошибке заехавшим в метро, то здесь - свернувшим не туда и оказавшимся на полноценной железной дороге.

-7

На полдороги можно увидеть путевое развитие - за лесом спрятано огромное (на 100 вагономест) депо, до которого мы так и не добрались. От города до этой развилки трафик гораздо активнее - ведь здесь за вагонными окнами не столько тайга, сколько дачи.

-8

Дальше 4,5 километра, почти треть всей линии, трамвай несётся сквозь тайгу без остановок. Первая после депо "Агрофирма Ангара" у начала промзоны была до 1992 года конечной. Чуть дальше неё трамвайный виадук пересекает развязку, в перспективе которой за лесом встают индустриальные гиганты:

-9

Самым эффектным в системе я бы назвал её последний участок, где трамвайная линия сходится с железной дорогой, не выделяясь среди путей товарной станции:

-10

Здесь хочется закрыть окна, в которые проникает липкая органическая вонь целлюлозы и оглушительное даже за сотню метров шипение газа, вырывающегося из труб. Но увы, от шума и вони не спрятаться - трамвай прибыл на конечную остановку "Северная ТЭЦ":

-11