Первый раз я смотрела «Мазепу» в далёком 1998 году.
Мы нашей студенческой компанией в очередной раз приехали в Питер и просто шли по Невскому. Уже к тому времени казалось, что всё возможные музеи и достопримечательности города и окрестностей исхожены, «отфотканы» и осмотрены не по одному разу.
На Невском наше внимание привлёк билетный киоск и огромная афиша на нём «Звёзды белых ночей на сцене Мариинского театра».
Не питая особых надежд, ведь в театр попасть это всегда не просто, спросили есть ли билеты на даты нашего пребывания. Ведь мотались мы в Питер на короткие отрезки, зачастую на выходные совпадающие с праздниками. Ночь в поезде и ты на месте. И нам повезло. Были четыре билета на «Мазепу». Единственный минус два на балконе и два в партере, пришлось разделиться. Что немаловажно, цена билетов была на уровне посещения музея, то бишь не заоблачная и вполне по карману уже работающим студентам.
У меня от постановки, костюмов, декораций, голосов, танцев был полный восторг.
***
Небольшое отступление.
С течением времени театральные постановщики стали тянуть на сцену всю ту грязь и чернуху, которая окружает нас в жизни. Эти постановщики де так осовременивают классику, якобы это привлекает внимание молодой публики и как-то воспитывает её. Ну не знаю, как может воспитывать сцена где актёр в семейных трусах и майке алкоголичке, а его партнёрша в комбинашке. Или, когда на авансцене унитаз и прочее сопутствующее отхожему месту и это постановка, где в либретто описан средневековый замок, красивый парк, явление ангела.
Я лютый противник такого осовременивания классических произведений, и если решаюсь на вылазку в театр внимательно читаю описание спектакля. Не хочу я видеть на сцене непотребство, я это каждый день вижу вокруг, а в театр я иду за прекрасным.
К чему это отступление скоро станет ясно.
***
В силу многих обстоятельств последний раз в Большом я была в 2021 в разгар ограничений. Большой при 50% заполняемости это специфично. Показывали тогда «Баядерку». А до этого в 2018 ходила на «Спартак». Да дорогое удовольствие и чаще не по карману.
Однако «зуд тяги к прекрасному» он не проходит, и я нашла билет со скидкой на хорошее место на прошедшее воскресенье 15 октября. В этот день была та самая опера П.И.Чайковского «Мазепа». Я намеревалась уйти со второго действия, ведь вновь постановку решили осовременить, и только первая часть соответствует той эпохе, когда происходят события.
Первая часть была прекрасна. Всё как я люблю, декорации, костюмы, танцы, голоса. Даже оружие не бутафорское, блеск и лязг настоящих сабель, тяжесть в ножнах артистов создали тот самый антураж, что обычно завораживает и уносит из реальности.
Для себя решила, что на начало второго действия гляну и если вызовет отторжение тихонечко уйду.
Во втором действии эпоха сменилась, но постановка не отпустила. Словно естественным образом предательство и трагедия перетекли из царской России в Россию революционную.
А сцена расстрела Кочубея, на мой взгляд кульминационная во всей постановке.
Решила была не была, авось третье действие не испоганит общее впечатление от первых двух.
Я понимаю, что во многом решающую роль сыграла наша сегодняшняя не простая обстановка, что именно происходящие уже более года события отозвались и зацепили меня. У каждого в зависимости от личного персонального восприятия, происходящего будет свой собственный отклик на сюжетное решение. Но равнодушным остаться невозможно.
***
Есть конечно моменты, на мой вкус лишние, не стоило вывешивать и вращать над сценой лошадей и кинохроники на мой вкус многовато, как мне кажется и без неё вполне ясен логических ход событий. Но это лишь моё мнение.
Если кто-то соберётся на эту постановку не пожалеете, она того стоит.
пы.сы.
А ещё хотелось бы, что бы какой-нибудь телеканал совместно с Большим театром создал телеверсию этой конкретной постановки оперы «Мазепа», увидеть её в театре доступно не всем, а увидеть стоит.
Не понимаю, как вставить видео, по тому здесь ссылка на YouTube (съёмка контрабандная, потому качество шлак, годное лишь для затравки сходить и посмотреть)