Во второй половине 16 века владельцами Тургиново становятся бояре Романовы.
Точно не известно, когда именно основатель династии Романовых Никита Романович Захарьин-Юрьев (ок. 1522-1586) получил в вотчину Тургиново. В писцовой книге земель великого князя Тверского Симеона Бекбулатовича 1580 года говорится о переходе крестьянина из княжеской деревни:
«… да Жданко приходец, вышел за Никиту за Романовича в Тургиново…» («Писцовые материалы Тверского уезда XVI века» под ред А.В.Антонова, 2005г.).
Это подтверждение того, что Никита Романович Захарьин-Юрьев в 1580 году уже владел селом.
Никита Романович приходился братом первой жене Ивана Грозного Анастасии. Пользовался благосклонностью царя.
В 1547-1548 гг. во время похода Ивана Грозного на Казань был рындой (телохранителем, оруженосцем) у государя «у большога саодака». Саадаком или сагайдаком «встарь называли … лук с налучником и колчан со стрелами» (В.И. Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка»). Интересно, что таких рынд помимо Никиты Романовича в этом походе было еще пять человек.
В 1558 году стал окольничим, в 1563 году был произведен в бояре. Участвовал в качестве воеводы во многих военных походах: казанских, литовских, против «свейских немцев» (шведов).
В 1565 году в разрядной книге Никита Романович впервые был назван дворецким, т.е. управляющим дворцовыми землями. До него эту должность занимал его старший брат Данила Романович, а до этого тверским дворецким был их двоюродный брат Василей Михайлович Юрьев.
До наших дней в Москве, на улице Варварка сохранились так называемые Палаты бояр Романовых, усадьба Н.Р. Захарьина-Юрьева.
Никита Романович основал Никитский женский монастырь в Москве при церкви великомученика Никиты у Ямского двора. Находящаяся рядом улица стала называться Большой Никитской.
Считалось, что Никита Романович пользовался особенной популярностью в народе. О нем даже слагались былины. Например, в книге «30 песен русского народа… из собранных в 1886 г. Г.О. Дютшем и Ф.М. Истоминым…», была представлена былина «Никита Романович», которую «гармонизировал Милий Балакирев». Боярин представлен мудрым, добрым, не боящимся самого Ивана Грозного.
Трудно сказать, действительно ли народная память могла сохранить с 16 века эту песню и ей подобные. Была ли народная любовь так велика? Но, безусловно, в основе этого творчества помимо угодничества царской семье лежало что-то еще. Не случайно к Никите Романовичу переходили крестьяне, жившие как у небогатых помещиков, так и на тверских княжеских землях. В писцовой книге 1580 года семь раз встречаются записи о том, что крестьяне из деревень, принадлежавших великому князю Тверскому Симеону Бекбулатовичу, переходили по откупу или без него в деревни Никиты Романовича.
Никите Романовичу принадлежали большие земельные наделы, но в Тверском уезде у него было только Тургиново.
Интересно то, что Никите Романовичу и его брату Даниле Романовичу довелось воевать вместе с князем Семеном Ивановичем Микулинским, предположительно владевшим Тургиново в 1539 году (см. мою статью «Загадка старой писцовой книги. Князь Семен Иванович». Ч.1,2).
Так, в сентябре 1552 года князь С.И.Микулинский и дворецкий Данила Романович были воеводами передового полка, когда от Казани шли с войском на Арск. После оба участвовали в основании города Свияжск.
В 1559 г. Никита Романович участвовал в двух походах вместе с С.И. Микулинским. В одном из них Семен Иванович был воеводой в большом полку, а Никита Романович – в передовом.
Память о том, что село Тургиново когда-то принадлежало Никите Романовичу, сохранялась и в 17 веке. В писцовой книге Тверского уезда письма и меры Федора Игнатьева и подьячего Тимофея Степанова 1627-1628 гг. говорится, что в Тургиново тогда был деревянный клетский храм святого великомученика Никиты. А из отказной грамоты 1640 года известно, что тогда у деревянного клетского тургиновского храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе был придел страстотерпца Христова Никиты.