Найти тему
Беречь речь

«Так неприятно, что стыд и срам!». Ужасный макияж русских женщин пугал иностранцев до чёртиков

Оглавление

«Зачем они это делают?» — спрашивали иностранцы, которые видели русских красавиц во всеоружии. Причём «во всеоружии» здесь имеет более прямое значение, чем можно представить. Сейчас мы осуждаем прелестниц, которые заостряют скулы, увеличивают губы и рисуют слишком широкие чёрные брови. Говорим, что такой макияж устрашает. А что вы скажете о боевой раскраске женщин несколько веков назад?

Давайте вспомним сказку «Морозко», в которой Марфушечка со свекольными щёчками и выбеленным лицом была чудо как хороша, но зрители этого мнения не разделяли. Все над Марфушечкой потешались. А ведь она всего лишь повторила облик типичной русской женщины: именно такой макияж был эталоном. И если русские мужчины могли относиться к нему с пониманием и знали, для чего это делается, то иностранцев внешний вид наших дам шокировал. О чём они неоднократно рассказывали в своих воспоминаниях...

«Стыд и срам!»

Англичанин Энтони Дженкинс, который служил при царском дворе в 1557—1558 годы, поделился такими впечатлениями:

«Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки...»

И тут я вспоминаю недавнюю моду на загорелый тон лица, когда красавицы слоями накладывали тональный крем, не всегда угадывая с оттенком. Как всё-таки меняется мода! Одно остаётся неизменным: что тогда, что сейчас по разным причинам дамы перебарщивали с косметикой.

В 1565 году в Москве побывал итальянец Рафаэль Барберини. Он отметил, что русские женщины и правда красивы, не зря они славятся своей красотой. Но есть нюанс:

«Одно только, что женщины обыкновенно употребляют румяна и белила, к тому же так неприятно, что стыд и срам!»

А немец Адам Олеарий писал:

«Они белятся так, что что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу».

«Семья купца», А. П. Рябушкин
«Семья купца», А. П. Рябушкин

Но ещё больше, чем слишком белые лица, пугало иностранцев стремление женщин украсить другие части тела. Шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда уверял, что дамы норовили намазать руки, шею и прочие прелести то синими, то красными красками, чем портили свой облик и пугали других.

Дипломат отмечал, что женщины «чрезвычайно красивы», «очень стройны», «имеют нежные руки», но «безобразят себя тем, что не только лицо, но и глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и тёмною...».

Личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз присмотрелся получше и понял, что же используют русские красавицы для создания столь эффектного образа:

«Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил».

Но если вы думаете, что облик наших дам возмущал только иностранцев, то глубоко ошибаетесь. Известный протопоп Аввакум в «Кружке ревнителей древлего благочестия» заявлял:

«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну».

А митрополит Макарий III в 1662 году изгнал из храма чересчур накрашенных женщин.

«Боярышня», К. Е. Маковский
«Боярышня», К. Е. Маковский

Но и открытыми частями тела русские женщины не ограничивались. Со временем они додумались чернить то, что от природы имеет белый оттенок: белки глаз и зубы. Тот же Самуэль Коллинз зафиксировал:

«Чтобы ещё больше возвысить ясность, светлость и блеск очей, подкрашивали не только ресницы под стать бровям тоже чёрною краскою, но пускали чёрную краску и в самые глаза особым составом из металлической сажи...»

Необходимость чернить зубы Коллинз объяснял тем, что они и так уже были испорчены белилами, содержащими ртуть, и красавицам приходилось превращать проблему в украшение. Но, скорее всего, очернение зубов было данью моде, которая существовала не только в России. И в Золотой Орде, и в Европе женщины занимались тем же.

Хотя отбеливание зубов доступными химическими методами действительно оборачивалось бедой. Меркуриальные примочки на основе соединений ртути давали быстрый эффект белоснежной улыбки, но по истечении времени зубная эмаль облезала, оставляя грязно-серые зубы.

А дальше мог сработать принцип «хочу, как у неё». Если знатная женщина, которая может себе многое позволить, ходит с такими зубами, значит, это модно и надо делать то же самое. Только не пасту дорогую использовать, а очернять зубы более доступным способом.

«Сваха», К. Е. Маковский
«Сваха», К. Е. Маковский

Зачем русским женщинам пугающий макияж

Яркий макияж и косметику применяли в основном красавицы из высших сословий. Более того, отказ от подобного облика предавался осуждению со стороны женского общества. Но этнографы полагают, что корни боевой раскраски лежат несколько глубже обычного следования моде.

Много слоёв краски на лице и других частях тела должны были защитить русских красавиц от сглаза. Женщин и так прятали, почти не показывая их гостям и отселяя в отдельную, женскую часть дома. А иностранцы и вовсе представляли двойную опасность: чужеземцы же, мало ли что у них на уме! Вот и прятали естественную красоту за искусственной. Пока это не стало модой.

Поставьте лайк, если было интересно, и подписывайтесь на канал! Напоминаю, что у меня есть книга об истории русского языка! Заказать её можно в Лабиринте, в Читай-городе, на OZON или Wildberries.