Менее 5% - именно столько людей в России по статистике свободно владеют английским языком. При этом изучали английский в течение жизни более 60% населения.
Английский язык в 2023 году по-прежнему остаётся самым популярным вторым языком в России из индо-европейской группы языков (сюда относится большинство языков Европы и языки использующиеся на севере Индийского субконтинента и иранском нагорье).
Несмотря на набирающую популярность китайского языка в мире, на данный момент английский по-прежнему является единственным мировым языком: самым популярным и универсальным. И даже развивающийся огромными темпами АI (искусственный интеллект), уже сегодня дающий возможность с лёгкостью корректно переводить большие и сложные тексты, не может и в среднесрочной перспективе не сможет в полной мере заменить самостоятельное владение человеком английским.
Именно поэтому уже несколько десятилетий родители стремятся создать условия для овладения их детьми именно английским языком. Но как именно это сделать проще и результативнее? Разбираемся здесь и сейчас:
Процесс обучения ребенка иностранному языку (например, английскому) глобально, можно разделить на 2 способа:
Способ 1. Традиционный - предполагающий, что с первого занятия ребенка начинают знакомить с буквами, звуками, транскрипциями. Именно по такому варианту начинали учить язык большая часть представителей нынешнего взрослого населения. И такой же вариант обучения предполагает современная школьная система: если ваш ребенок учится или планирует учиться в обычной общеобразовательной школе, с первых уроков ему нужно будет учить буквы, звуки и тут же, в поте лица, пытаться складывать из них слова. По такому же способу учит большинство языковых курсов, ориентированных на детей от 5-6 лет и старше. Данный способ имеет массу противников, аргументируюших тем, что маленький ребенок овладевает родным языком не изучая букв и звуков: с ребенком просто разговаривают и этого достаточно, чтобы научиться говорить. При этом данный способ неоспоримо является самым массово представленным и больша часть детей начинает учить язык именно так.
Способ 2. Естественный - вариант обучения иностранному языку, предполагающий погружение ребенка в ситуации, где язык применяется как само собой разумеющийся. Вариаций применения на практике такого способа огромное количество: от занятий в языковых центрах, где преподаватель в игровой форме проводит урок полностью на иностранном языке, до деятельности англомам, действующих по принципу использования иностранного языка в каких-либо ежедневных рутинах, где ребенок выполняет хорошо знакомую ему операцию, но словесное сопровождение этой операции идёт на другом языке (например вместо "давай помоем руки" - "let's wash your hands" и далее все сопутствующие действия проговариваются именно на английском. И так раз за разом, день за днем).
Оба подхода имеют аргументы "за" и "против". Например, есть масса примеров, когда ребенок, достойно для своего возраста, говорящий на иностранном языке, испытывает сложности с тестовыми знаниями из школьной системы, потому что у ребенка все хорошо с разговорной речью, а для сдачи тестов нужно другое - знание правил . Или другая крайность - когда ребенок отлично выполняет занятия из школьного учебника, но при этом даже самый простой мультик, с, казалось бы, знакомым ему набором слов, содержательно не понимает. Плюс к этому "естественный способ" намного более ресурсно затратный для родителей. Имеются ввиду и временные и финансовые вложения. Обучение в языковом центре по естественныму методу обойдется в среднем в два раза дороже, чем в классической языковой школе. При самостоятельном погружении ребенка в языковую среду (проведение рутин на английском) потребуются солидные временные вложения. При чём чем ниже уровень владения языком самим родителем, тем больше времени будет уходить на подготовительные маневры.
Какой именно способ выбрать для обучения ребенка - решение каждой конкретной семьи, которое принимается в зависимости от:
1. Финансового положения
2. Свободных временных ресурсов
3. Уровня владения языком самими родителями
4. Планов родителей по дальнейшему применению иностранного языка ребенком
5. Заинтересованности родителей в освоении ребенком иностранного языка
6. Личностных особенностей ребенка и его предрасположенности к изучению языка.
В нашем мире очень часто наличие противоположных вариантов не требует категоричного выбора между ними, а даёт возможность создать микс, где можно минимизировать минусы каждого способа, оставив преимущества их всех. Одно из решений, которое могут принять родители детей 5-6 лет и старше, стоящие на пороее погружения своего ребенка в иностранный язык: сформировать миксовый вариант из традиционного и естественного способов, где каждый сам подбирает подходящую для себя долю участия.