Просто представьте себе: где-то в глубинке Ленинградской области и Карелии живёт совершенно уникальный народ, который разговаривает друг с другом на своем языке, имеет свою богатейшую культуру, кухню и удивительно добрый нрав.
Про нрав я неспроста говорю - все, кого я встречал здесь были просто милейшими людьми, с какими-то невероятно искренними детскими улыбками и чистой душой. Люди, которые готовые выложить перед тобой всю эту душу, если ты у них этого попросишь.
Здесь часто живут без связи и интернета. А на вопрос о том, как связаться с внешним миром отвечают с улыбкой: «у нас есть таксофон». Таксофон, прикиньте? В 2023 году.
Есть крупные деревни, где ещё живут сотни человек, но умирающих куда больше: во многих поселениях на зиму остаётся 3-4 человека. И с каждым годом этот удивительный народ просто тает: в 2002 году вепсов было 8240 человек, сейчас осталось меньше 4000.
Тем удивительнее каждый разговор и встреча с такими людьми. Они буквально оставляют частичку себя и истории своего народа в каждом разговоре. Это и замечательно и грустно одновременно.
Теперь пару слов про избу, в которой мы жили.
Это самая настоящая вепсская изба, в которой жили самые настоящие вепсы.
Не жалкая подделка, а неповторимый оригинал. Она не задекорирована под старину, она реально старинная. В ней жили люди, рожали детей, гуляли свадьбы, прятали в подпол иконы, пережидали лихо и невзгоды, читали вепсские сказки (о, это тема для отдельного разговора, чуть позже ждите отдельный пост).
Этой самой избе уже 93 года и, думаю, она без проблем отметит свой вековой юбилей. Но, всё могло быть совсем иначе. Скорее всего, если бы не вмешательство двух человек - то она бы просто сгнила и обрушилась.
Спасли её (и ещё несколько изб по соседству) петербургские режиссёры и предприниматели - Илья Желтяков и его жена Настя Полухина. Когда Илья впервые приехал в эти места, чтобы снимать здесь один из своих фильмов, то понял - что просто так уехать отсюда он уже не сможет никогда. Так появился клуб авторских путешествий "Лес и ветер". В целом, любой желающий может купить у них на сайте тур и повторить мой опыт.
Кстати, когда Илья в первый раз пришёл в эту избу, оказалось, что в ней всё ещё кое-кто живёт. И этим кое-кто была рысь. Повсюду были её схроны и весь снег в избе был покрыт отпечатками её лап. Вообще рысью здесь никого не удивишь, особенно зимой. И это в 3 часах езды от Петербурга, представьте.
Сейчас в избе появились некоторые блага цивилизации (например, теперь ходить на улицу в туалет не нужно, он теплый и находится прямо в избе), но основной быт остался таким, каким он был в деревнях. И именно здесь, у печки, под звуки проигрывателя пластинок с бокальчиком вепсского национального напитка под названием олудь мы коротали наши деревенские вечера.