Часто ли доходит дело до суда в сфере индивидуального пошива? Не думаю, что часто ни у нас в России, ни где-то в Европе. Потому что эти мелкие недопонимания можно решить тут же в мастерской: либо переделав вещь под запрос клиента, а потом вычеркнуть этого клиента из списка контактов (если запрос бредовый), либо убедить клиента в том, что вещь была именно так согласована и отшита, соответственно, претензии не принимаются.
А вот в Пакистане, оказывается, это обычная практика. Потребители могут подать в суд на портных за некачественную услугу. И в России могут. Но там это частая практика.
Любопытный случай произошёл в Пакистане около 10 лет назад. Портному было вынесено уведомление судом по защите прав потребителей за плохо отшитый костюм. Недовольный клиент требовал 300 000 рупий (около 100 тыс. рублей) в качестве компенсации за ущерб, заявив, что портной «испортил» ему празднование Курбан-байрама (один из главных мусульманских праздников в году). Заявитель сказал, что он передал владельцу ателье ткань, чтобы сшить трое шаровар и три длинные рубахи (национальная одежда шальмары и камизы). Он сказал, что просил портного сшить по два кармана на каждую рубаху, но когда он получил костюмы, то карманов не было, и это испортило ему празднование. Причём заказчик сразу пожаловался на дефект, но ательер, под предлогом занятости подготовкой к празднику, сказал, что не сможет пришить на рубахи карманы, не успеет. И вот расстроенный заказчик просил суд обязать портного выплатить ему за это 300 000 рупий в качестве компенсации.
Такая история, с одной стороны, комичная, с другой поучительная. И в интернете тогда активно обсуждали местные жители, причём все встали на защиту портного.
-300 тысяч ущерба за что?
-Без этих карманов ему негде было бы хранить жевательную резинку?
-Каким образом празднование было испорчено?
-Сумма звучит как наказание, а косвенный ущерб необходимо доказать.
Просмотренные мной в интернете варианты национальной одежды были без карманов, интересно, это на самом деле так? Есть среди читателей мусульмане, кто подскажет? А если это так, то наверное портной шил традиционные рубахи и забыл о дополнительной детали?
Ведь можно было бы вежливо попросить в следующий раз после праздника исправить недочет или найти способ не создавать из-за этого большую проблему.
На самом деле до суда и не дошло бы, если бы портной придерживался обычной схемы приема заказа: дизайн должен быть нарисован, согласован и заверен подписью.
«Хотя потребительские суды в Пакистане достаточно хороши, но сумма не будет выплачена, и дело может быть полностью отклонено ...»- написал один комментатор.
И так и произошло, гугл выдал заметку в местной газете, что дело закрыто за отсутствием доказательной базы.
Действительно, необходимо веское заявление, чтобы получить компенсацию за ущерб, например, «изысканная пекарня продала мне не свежий торт, от которого меня тошнило и т. д., о чем подтверждено справкой от врача», или «воротник рубахи так сильно давил, что произошла асфиксия, вот справка от врача». Дело выглядит смешным, как можно объяснить «карманные» страдания, которые эквивалентны при этом существенной сумме в 300 тыс. рупий?
Но случай доказывает, насколько портные должны быть юридически подкованы.
Видимо, в Пакистане, в отличие от России очень популярен индпошив, потому что я нашла несколько таких дел, последнее, например, от начала октября этого года: суд оштрафовал известного в той местности портного на 48 тысяч рупий за несвоевременную доставку платья.
Суть была такая: некто гражданин заказал пошив костюма с обязательством подготовить его через неделю, чтобы успеть к празднику. Портной согласился. Гражданин за несколько дней до даты созвонился с мастером, тот заверил, что его костюм будет готов вовремя. Однако в назначенный день он снова позвонил портному, чтобы забрать свой костюм, но портной сказал, что доставит его поздно вечером того же дня. Заявитель сообщил суду, что костюм, который он отдал на пошив по случаю праздника, не был доставлен портным. Поэтому ему пришлось купить еще один костюм.
Суд по защите прав потребителей вынес вердикт, что портной должен оплатить стоимость костюма, который он не успел сшить, а также возместить клиенту расходы на приобретение нового костюма и оплатить моральный ущерб. Все это вылилось в сумму штрафа 48 тыс. рупий плюс за моральный ущерб 15 тыс.
Вот так. Эти реальные истории из жизни весьма поучительны и заставляют задуматься о своих четко-прописанных правилах, а также сопоставлять загруженность со своими силами.
А я между тем практически отошла от заказов:
Не сочтите за труд поставить лайк, подписывайтесь на канал "Ульяна шьет", впереди много швейных и рукодельных проектов!
Поддержать автора комплиментом на карту сбер 5469440012281458