Утида Рёгоро (1837-1921) обладал мэнкё Синто Мусо-рю линии Накаямы Хакудо. Живя в Токио, он, в качестве средства популяризации дзёдо, создал сутэкки-дзюцу - дзёдо-подобную систему самообороны с использованием западной трости, имевшей большую популярность в Японии начала 1900-х годов.
По возвращению в Фукуоку он давал уроки в додзё Сириаси Хандзиро. Одним из учеников Хандзиро был Симидзу Такадзи – позднее от так же отправится в Токио и обучит владению дзё более миллиона людей.
Оружие само по себе имеет, конечно, западное происхождение – трость, завезенная в Японию в эпоху Мэйдзи, но все или, по крайней мере, большинство техник с ней являются адаптацией способов применения другого японского оружия. Первоначально длина зависела от предпочтений владельца, но сегодня обычно используется палка длиной 3 сяку и диаметром 9 бу.
Сын Рёгоро, Утида Рёхэй, возглавил комитет по разработке стандартного набора из 12 техник тандзё, получивший название Утида-рю тандзёдзюцу. Однако некоторые учителя Синто Мусо-рю продолжают практиковать Утида-рю и в старом виде.
Существуют значительные различия между версией тандзёдзюцу Сэйтэй и изначальными ката Утида-рю. Как правило, старые ката отличались агрессивностью, в противовес версии Сэйтэй, которая проще и нацелена больше на эстетику.
Первое существенное отличие заключается в хвате палки; в Утида-рю ее носят как трость для ходьбы, и хват меняется лишь в момент атаки. В Сэйтэй палка удерживается в боевом положении с самого начала. Конечно, в версии Утида-рю сложнее с выбором момента. Это также объясняет определенные паузы в ката (для смены хвата), которые трудно понять в версии Сэйтэй.
Другое, весьма очевидное различие, заключается в использовании меча: в Сэйтэй тандзёдзюцу меч перед нанесением удара поднимается из хассо в дзёдан, в Утида-рю атака производится непосредственно из хассо (что, конечно, делает ката сложнее и, возможно, менее эстетичными).
Ким Тейлор любезно предоставил версию Сэйдокай, которую я также включил в статью вместе с версией Кобаяси-сэнсэя.
При выполнении поклона тандзё держится хватом хонтэ. Удары наносятся моно-ути тандзё, палка обычно выступает за пределы кисти примерно на ширину кулака. В дзансин, в конце каждой ката, утидати сначала корректирует дистанцию, двигаясь назад в камаэ-отоку, затем сидзё проводит коррекцию делая шаг вперед и опуская тандзё.
Котэ хидари
Версия Сэйтэй.
Утидати атакует ударом сёмэн-ути из положения хассо. Сидзё идет на утидати, держа тандзё в правой руке концом вниз и вперед (см. фото). Достигнув нужной дистанции, на шаге левой ногой, сидзё, поднимает тандзё (кончик движется вверх вправо). Сидзё делает шаг вперед и вправо правой ногой и наносит удар по левому запястью утидати; левая рука находится на бедре. Выглядит это просто, но поймать нужный момент очень сложно.
Версия Корю.
Сидзё передвигается с палкой естественной походкой. Достигнув нужной дистанции, на шаге левой ногой, сидзё скользит рукой вниз по тандзё, выполняя хват сэйтэй, затем поднимает тандзё (кончик движется вверх вправо). Сидзё делает шаг вперед и вправо правой ногой и наносит удар по левому запястью утидати; левая рука находится на бедре. После удара наносится укол в живот утидати.
Сэйдокай.
Хидари означает смещение вперед и вправо при нанесении удара по левому запястью. Носок правой ноги контролирует центральную линию утидати. Держите тандзё справа, вне досягаемости противника.
Котэ миги
Версия Сэйтэй.
Утидати атакует ударом сёмэн-ути из положения хассо. Сидзё идет на утидати, держа тандзё как в первой ката. На этот раз сидзё уклоняется влево (делает шаг влево левой ногой) и поднимает тандзё (кончик движется поперек влево). Удар наносится в правое запястье (одновременно с шагом вперед правой ногой).
Версия Корю.
Сидзё передвигается с палкой естественной походкой. На этот раз, делая шаг вперед правой ногой, сидзе опускает руку на тандзе в положение захвата сэйтэй, затем наносит удар по запястью аналогично версии Сэйтэй, но не поднимая палку так высоко. Удар по запястью здесь наносится намного быстрее. За ударом следует укол в живот утидати.
Сэйдокай.
На шаге правой ногой утидати наносит сёмэн-ути. Вы скользите назад (вправо\влево), занося тандзё, а затем наносите удар по запястью.
Кобаяси.
Вы уклоняетесь вбок влево, но не назад.
Сутэми
Версия Сэйтэй.
Сидзё держит тандзё гьякутэ (обратным хватом) (кончик направлен вниз-назад). Утидати атакует ударом сёмэн-ути из положения хассо. Сидзё шагает вперед левой ногой в очень низкую позицию (правое колено не опускается на пол), сильно упираясь концом палки в пол и перемещая руку к ее середине. Сидзё (оставаясь на прежнем уровне) шагает вперед правой ногой и, распрямив правую руку, блокирует атаку горизонтальным тандзё сразу за локтями утидати, после чего наносит удар вверх левым кулаком (киай). Левое колено опущено на пол. Не разрывайте контакт с руками утидати, когда он опускает меч влево. Одновременно с этим слегка разверните правое колено вправо. Рука, держащая тандзе, ложится на колено. Затем повернитесь лицом вперед и встаньте с тандзё в позицию, подобную цунэ-но-камаэ.
Версия Корю.
Сидзё всегда движется естественно. Блок выполняется за запястьями, а не за локтями. Атэми – не удар снизу вверх, а бэкфист вперед. Руки утидати отводятся вправо.
Сэйдокай.
Это бэкфист. Шаги левой и правой ногой быстрые, с небольшой паузой перед шагом левой.
Кобаяси.
Переход хвата к середине тандзё осуществляется за счет упора кончика в пол, а не из-за резкого опускания корпуса.
Курицкэ
Версия Сэйтэй.
Сидзё идет на утидати, держа тандзё, как в первой ката. Утидати наносит сёмэн-ути, сидзё отклоняется от цуки, нанося удар в лицо (уто) расположенным горизонтально на уровне лба тандзё; левая нога выставлена вперед, правая рука держит тандзё за конец, левая поддерживает тандзё сбоку. Руки опускаются вправо и сохраняют контроль, сидзё выполняет сури-аси, ставя свою левую ногу позади правой ноги утидати. Утидати, защищая пах, использует цуку и отворачивается влево, чтобы получить пространство для горизонтального удара и атаковать колено сидзё. Сидзё отводит палку назад так, чтобы из левого кулака торчал лишь кончик, движется вперед и бьет утидати этим кончиком по боку или ребрам (правая рука остается вытянутой вниз), блокируя тем самым руки утидати.
Версия Корю.
В этой версии сидзё обращен к утидати своим правым боком и опускает меч влево от себя (в противоположность версии Сэйтэй), что гораздо сильнее разбалансирует утидати (у которого правая нога выставлена вперед). Прямо с ходу правая рука скользит по палке вниз, левая рука захватывает верхнюю часть (что, конечно, намного сложнее версии Сэйтэй). Первое движение — это удар по левой руке утидати, а не просто прижатие ее палкой. Есть похожий на Сэйтэй вариант, но вход выполняется прямо вправо, прижимая меч без отхода влево, для чего требуется идеальный выбор момента.
Сэйдокай.
[Техника] выполняется на четвертом шаге, на третьем правая нога уходит чуть вправо. При Курицкэ левая нога стоит впереди. При ударе по ребрам держите кончик тандзё в кулаке чтобы не повредить партнеру – потом-то настанет его очередь, и не стоит его злить.
При уколе дзё убедитесь, что вы находитесь в пределах досягаемости удара тати, то есть выше его запястий, не стойте сбоку и не тыкайте в него.
Усиро дзуэ
Версия Сэйтэй.
Утидати стоит позади сидзё с мечом за оби. Сидзё начинает движение вперед левой ногой, утидати - правой. Утидати делает шаг вправо, влево, вправо, толкая сидзё перед собой, начиная со второго шага и готовясь выхватить меч и нанести удар. Выхватывает, наносит сёмэн-ути. Сидзё держит палку обратным хватом и шагает влево, вправо, влево, после чего разворачивается вправо, нанося удар утидати под мышку (кулак попадает в подмышечную впадину, тандзё - поперек груди). Левая рука берется за конец палки, большой палец направлен влево. Правая рука скользит по предплечью к запястью и надавливает тандзё чуть выше локтевого сустава утидати. Сделайте шаг левой ногой, чтобы вывести утидати из равновесия и повалить на землю.
Версия Корю.
Цука не соприкасается со спиной, вы просто чувствуете выхват меча. Ослабьте хватку на тандзё и развернитесь. Вместо удара кулаком в правую подмышку, вы наносите удар в пах кончиком тандзё (правая нога направлена на утидати). Левая нога ставится вплотную к правой, а левая рука обхватывает верхнюю часть палки, как и в версии Сэйтэй. Правая рука обхватывает запястье утидати, тандзё ударным движением смещается к локтю. Надавите, сделайте шаг вперед левой ногой (обратите внимание, что кончик тандзё остается в паху утидати) и бросьте его.
Сэйдокай.
Поставьте правую ногу, сместитесь с линии, затем развернитесь к тати. Тати толкает вас в косиита (цука атэ), чтобы получить место для выхватывания меча, и тогда вы поворачиваетесь.
В конце убедитесь, что тати отшатнулся от дзё, не оставляйте его близко. Выпрямите руки и замкните замок прежде, чем шагать левой ногой – в противном случае вы потеряете равновесие.
Кобаяси.
[Ошибка если] сидзё наносит удар в грудь, но не попадает в подмышечную впадину и если не шагает левой ногой в конце.
Суйгэцу хидари
Версия Сэйтэй.
Утидати наносит сёмэн-ути, сидзё смещается вправо и, опускаясь на левое колено, вытягивает правую руку и поражает суйгэцу. Левая рука лежит на бедре.
Версия Корю.
Единственное отличие в хвате палки – он естественный, прогулочный.
Сэйдокай.
Держите тандзё на одной линии с правым бедром, иначе можете потерять баланс.
Кобаяси.
Плечи полностью разворачиваются для максимального увеличения дистанции.
Суйгэцу миги
Версия Сэйтэй.
Сидзё смещается влево, но на пол ставит левое колено, как в предыдущей ката. Все остальное - то же самое.
Версия Корю.
Единственное отличие в хвате палки – он естественный, прогулочный.
Сэйдокай.
Есть второй способ сместиться влево с линии атаки. На втором шаге слегка замешкайтесь, а когда тати на шаге левой ногой начнет наносить удар, быстро шагните вперед правой и нанесите удар по ребрам справа (суйгэцу находится под углом от вас и тандзё соскользнет как надо, если только тати не развернулся в вашу сторону в момент удара).
Сямэн хидари
Версия Сэйтэй.
Начинается так же, как и в первой ката. Сидзё шагает вправо, но вместо котэ наносит утидати сильный круговой удар по левой стороне головы.
Версия Корю.
Ее нет.
Сэйдокай.
В точности повторят ката Котэ миги, за исключением того, что целью является правая сторона головы тати, а не котэ.
Кобаяси.
Когда левая нога движется вперед, дзё слегка отводится назад.
Сямэн миги
Версия Сэйтэй.
Начинается как первая ката, но развернуться следует сильнее, чтобы нанести удар по мунэ (обуху) бокуто. Затем нанесите горизонтальный удар в правую часть головы утидати.
Версия Корю.
Уклонитесь вправо и нанесите боковой удар в левую часть головы утидати; ладонь вверх. Утидати отклоняется назад, так что удар проходит мимо и попадает по мечу. На возвратном движении, когда утидати выпрямляется, удар попадает ему в лицо.
Сэйдокай.
Довольно оригинальный вариант. На третьем шаге скользите вправо, как в № 1 и № 9, но удар по бокуто наносите сверху вниз круговым движением, чтобы ваше тандзё ушло влево. Затем вернитесь (как в нуки-цкэ) и нанесите удар в голову (ёко-ути). Чтобы защитить свое лицо тати должен повернуть голову влево и оказаться лицом к вам, и тогда удар придется по правой стороне его головы.Кобаяси.
Обратите внимание, что для первого удара сидзё разворачивается на 90 градусов влево, а затем снова поворачивается к противнику для второго удара.
Кобуси кудаки
Версия Сэйтэй.
Сидзё ожидает, держа тандзё сбоку обычным хватом. Утидати выхватывает бокуто и атакует правое запястье сидзё. Сидзё отступает левой ногой и поднимает правую руку; тандзё направлено вниз. Удар приходится по тандзё, оно, получив импульс, вращается по часовой стрелке и бьет по мечу слева. Тандзё продолжает движение по дуге, которая приводит в голову утидати.
Версия Корю.
Сидзё движется естественной походкой. На подходящем расстоянии сидзё на мгновение останавливается, чтобы сменить хват палки, и тогда утидати атакует его. Самое важное отличие, однако, заключается в том, что сидзё отводит правую (переднюю) ногу, а затем возвращает ее назад и наносит удар.
Сэйдокай.
Эту технику можно рассматривать как схожую с блоком в [технике] «Тора-но Иссоку», когда тати наносит удар по правому колену (вы идете), вы обводите дзё, блокируете, затем обводите меч.
Кобаяси.
В действительности это блок с дзё, похожий на «Тора Иссоку» в Хасэгава Эйсин рю.
Сунэ кудаки
Версия Сэйтэй.
Сидзё, держа палку обратным хватом, быстро сближается с утидати маленькими шажками, опускается на левое колено, слегка отклоняясь влево, и наносит удар тандзё в голень; утидати наносит удар сёмэн-ути из позиции хассо. При ударе палка направлена вперед под углом примерно в 45 градусов; сидзё не следует находиться слишком близко, но утидати должен быть в состоянии нанести правильный удар в шею из своего положения, иначе остальная часть ката не имеет смысла. Утидати готовится ударить сидзё по шее, сидзё поворачивается и встает, одновременно ставя левую ногу влево и позади утидати, блокирует правую руку утидати палкой (чуть дальше кисти, но сохраняя контроль над рукой) и наносит удар левым кулаком в бок (по плавающим ребрам) утидати.
Версия Корю.
Сидзё движется естественно, остальное аналогично, за исключением того, что после удара по голени, утидати разворачивает бедра в сторону сидзё для нанесения удара, и потому сидзё должен заходить за спину утидати дальше.
Сэйдокай.
Движения встречные, как и в большинстве предыдущих ката. Тандзё держится обратным хватом. Когда тати бьет из хассо, сидзё скользит в левую сторону (тот же сдвиг влево, что и в «Суйгэцу миги») и врезается тандзё в правую голень/лодыжку тати. (сокрушает (кудаки) сунэ (голень)). Теперь вы внутри, поэтому тати отходит назад, чтобы нанести удар. Поднимите тандзё вверх и заблокируйте руку тати выше его локтя, ваша рука над его рукой, и нанесите удар по ребрам левым кулаком.
Кобаяси.
Во время атаки голени делайте глубокий вход, почти мимо утидати. Бейте сильно.
Ирими
Версия Сэйтэй.
Сидзё стоит, положив палку на правое плечо. Утидати осторожно продвигается в положении хассо и, достигнув нужной дистанции, опускает меч и колет цки. Сидзё отшагивает назад левой ногой (и чуть подтягивает правую), поднимает тандзё вверх и бьет по мечу вниз и вправо от себя. Затем сидзё смещается слегка влево, подшагивает правой ногой, опускается на левое колено и наносит утидати удар поперек груди справа налево, когда тот поднимает свой меч в дзёдан.
Версия Корю.
Выполняется почти так же, за исключением того, что сидзё шагает вперед. После сбива меча сидзё не движется влево, а делает шаг прямо вперед и наносит удар.
Сэйдокай.
Положение тандзё похоже на начало «Каса-но сита». Тати атакует как в ката Сакан - широким движением вниз из хассо назад к левому бедру (левая нога впереди), затем делает выпад правой ногой, двигаясь вперед.
Сидзё разворачивается левым боком назад (сделайте шаг назад левой ногой, чтобы уйти от удара, затем, после того как выпада удастся избежать, опустите тандзё вниз, чтобы отбить тати в сторону). Клинок тати смещается влево от него, затем поднимается в дзёдан в готовности нанести удар. В момент начала удара сидзё скользит влево (справа налево), опускается на левое колено и наносит удар по диагонали в грудь тати (в область сердца) одной рукой.
Полагаю, нет причин не выполнять ката с проходом сидзё, но выполняется она из положения стоя.
Кобаяси.
Сидзё движется вперед, останавливаясь, когда тати готовит укол, поднимает дзё в уровень дзёдан и возвращается в позицию ханми, чтобы уклониться от укола.
По материалам семинаров Патрика де Мюнка и Эдди Вольпута в Звевегеме в феврале 1997 г. и мае 2000 г. с дополнениями из наставлений Кобаяси-сэнсэя с семинара на горе Накакура 2005 года.
Записано Илаем, который и виноват во всех ошибках.
Перевёл Павле Бобров