Найти тему
Субъективный путеводитель

Джихад-коммунисты и красные салафиты. Как исламские радикалы за советскую власть боролись

В густой зелени сквера у вокзала блестит зеркальным стеклом Центральная мечеть (2004). Как ни странно, чуть ли ни единственная в на 2/3 мусульманском Нальчике.

Её спутники - пара памятников: с одной стороны, словно в намёк тем прихожанам, что особо рьяно расшибают себе лбы, увековечены погибшие при исполнении воины правопорядка (2017).

-2

Однако сама мечеть тяготеет к другому памятнику на могиле едва ли не первых отечественных салафитов: здесь покоится 20 бойцов из Первой ударной советской шариатской колонны. Падение оков царизма, лозунги новой жизни и хаос Гражданской войны порождали порой очень странные сущности, одной из которых стали кабардинские большевики-салафиты, которых местный арабист и преподаватель реального училища Назир Катханов сплотил под лозунгом "Да здравствуют Советская власть и шариат!".

-3

Идея его была предельно проста: коммунистическая и мусульманская идеологии прекрасно совместимы, а жизнь по шариату никак не противоречит строительству социализма. Советы охотно поддержали эту идею: кабардинцев собирал на газзават националист Заур Даутоков, противовесом которому и стал красный джихад, где комиссар и мулла бок о бок вели идеологическую работу в каждой части.

Советские салафиты стали одной из самых боеспособных частей Северного Кавказа: в сентябре 1918 года Катханов занял Нальчик и сверг местный Кабардинский национальный совет, заменив его собственным Военно-Шариатским революционным Советом. Позже город не раз переходил из рук в руки, а Шариатская колонна то одерживала победы над казаками и белыми, то терпела столь фатальные поражения, что фактически воссоздавалась заново.

В последний раз джихад-коммунисты выбили белых из Нальчика 10 марта 1920 года. Ну а дальше, как водится, "горец сделал своё дело, горец может гулять смело": советская власть вовсе не считала себя совместимой с шариатом. Катханов был арестован и вскоре расстрелян уже в 1928 году, но его отряд остался в памяти сквозь эпохи: в СССР катхановцев помнили как освободителей Нальчика, а в постсоветской Кабардино-Балкарии - как правоверных мусульман и борцов за счастье народа. Нынешний обелиск над их могилой поставили в 1948-м, да и мечеть рядом построили не случайно.