«Мёртвый город» Паган (в современном бирманском произношении – Баган) является самым известным бирманским памятником архитектуры за пределами Бирмы/Мьянмы и, наряду с Ангкор-ватом в Камбодже, одним из двух самых значительных и известных археологических памятников Индокитая.
Паган представляет собой огромный комплекс, расположенный на 21°10' с.ш. и 94°52' в.д. На территории площадью около 40 км² первоначально находилось около 5 тыс., а в настоящее время имеется около 2230 пагод и храмов. В западной части данной зоны, на берегу р. Иравади находятся руины сравнительно небольшого, ныне покинутого города, окружённого разрушенными стенами. Бóльшая часть пагод и храмов Пагана находится вне городских стен. Древний город и соседствующие с ним пагоды и храмы живописно расположены в сухом тропическом лесу на восточном берегу реки Иравади. Территория вокруг Пагана в настоящее время является историко-культурным заповедником. Неподалёку от руин расположены деревня Ньяунг У, где расположен аэропорт, обслуживающий в основном прибывающих для осмотра Пагана иностранных туристов, а также деревни Мьинкаба и Новый Паган. Последняя появилась в 1975 г., когда в целях сохранения памятников туда переселили местное население, доселе жившее прямо на территории, где расположены древние пагоды и храмы.
С лета 2019 г. Паган внесён в список памятников Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Паган - общий вид (фото автора)
В путеводителях и туристических справочниках, а также во многих страноведческих книгах и публикациях Паган преподносится как «древний заброшенный город – столица древнебирманского государства, разрушенная монголами в конце XIII в. и вследствие этого покинутая местным населением». Именно так и думают иностранные туристы, посещающие Паган и с удовольствием фотографирующие себя на фоне старинных руин, но, как правило, не задумывающиеся над тем, что вышеприведённая фраза представляет собой цепочку, от начала и до конца сотканную из мифов, имеющих мало отношения к действительности.
В действительности на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что Паган некогда был столицей т.н. Первого Бирманского (т.н. Паганского) царства (согласно официальной версии в XI–XIII вв.). Никакие исторические источники не говорят об этом ни слова. Официально столицей данного государства был г. Пром (Пьи), расположенный приблизительно в 340 км к югу от Пагана. И это прекрасно известно как бирманским, так и зарубежным историкам.
Так, крупнейший отечественный бирманист ХХ в. И.В. Можейко пишет, что «Сам город Паган никогда не называли столицей — “пран”[1]. Право называться столицей в Паганском государстве сохранялось за Промом, городом, расположенным в семи километрах от развалин столицы пью — Тарекитары. Пром быстро вырос в крупный город и порт на Иравади и, очевидно, по традиции, оставшейся со времен пью, сохранил за собой ранг столицы страны»[2].
Важным доказательством того, что Паган никогда не был столичным городом, является и тот факт, что вокруг него буквально на сотни километров нет ни одного крупного городского поселения, история которого восходила бы к Средним векам. В этом смысле Паган совершенно изолирован от остальных старинных бирманских городов. Для древности/Средневековья подобное было характерно лишь для центров паломничества, но не для столиц, вокруг которых обычно располагались предмостные укрепления, крепости, замки, защищавшие главный город на дальних подступах и со временем иногда выраставшие в отдельные города. Плотность населения вокруг Пагана и по сей день невысока.
Так, в колыбели бирманского государства, в т.н. Верхней Бирме, расположено неподалёку друг от друга целое «созвездие» старинных городов – Ава (столица бирманского государства с некоторыми перерывами в XIV–XIX вв.), Сагайн (религиозный центр страны и столица одного из бирманских княжеств в XIV–XV вв., а также столица страны в 1760–1765 гг.), Амарапура (столица Третьего Бирманского царства в 1783–1823 г., 1841–1857 гг.), Швебо (старинный город – столица Бирмы в 1752–1760 гг.), Мандалай (столица страны в 1857–1885 гг.), и ещё несколько более мелких городских поселений (Чаусхе, Моунъюа).
В Нижней Бирме мы также находим «созвездие» старинных городов – Пром (Пьи), Пегу (современное бирманское произношение – Баго), Хинтада, Бассейн, Сириам.
План Пагана Взято из nashthai.ru
Единственное «историческое» место, более-менее близкое к Пагану – это гора Попа, расположенная в 60 км к востоку и являющаяся важным центром паломничества, поскольку представляет собой центр традиционного бирманского культа духов-натов, который восходит к добуддийским временам.
Хорошо известно, что в прошлом столицы укреплялись, как говорится, «по последнему слову техники». И в этом смысле Паган, если считать его столицей Первого Бирманского царства, представляет собой исключение. Площадь обнесённого стенами города сравнительно невелика – менее 3.2 км², или 104 га. Ещё раз замечу, что большинство храмов и пагод расположено далеко за пределами городских стен, внутри которых находятся всего шесть крупных храмов и пагод. Аргументы некоторых исследователей относительно слабой укреплённости города сводятся к тому, что, дескать, «столица находилась в центре страны, поэтому не нуждалась в защите…». Однако такие доводы малоубедительны, поскольку все остальные столичные города древнего/средневекового мира всегда хорошо укреплялись.
Общее впечатление, которое создаётся после посещения Пагана, состоит в том, что данный город никогда не был столицей, а представлял собой религиозный центр страны. Интересно, что в современной Бирме/Мьянме также имеется город, состоящий из множества храмов, пагод и монастырей, и являющийся религиозным и духовно-образовательным центром государства. Это город Сагайн (другое название – Сикайн), расположенный в 22 км к юго-западу от г. Мандалая в Верхней Бирме, но, в отличие от Пагана, на западном берегу реки Иравади. Напротив Сагайна – на восточном берегу реки находится одна из старинных столиц Бирмы – город Ава (другое название – Инва).
Интересно, что многие туристы, посещая Паган, а потом Сагайн, невольно сравнивают эти два места, зачастую не задумываясь, насколько они близки к истине. Скорее всего, во времена Первого Бирманского царства со столицей в Проме (бирманское название данного города звучит как «Пьи», что дословно и означает «страна/государство») Паган представлял собой религиозный центр страны, и многочисленные паломники зачастую воспринимали именно его как главный город государства. Впоследствии, после распада Первого Бирманского царства, новые властители страны, перенёсшие политический центр на север, в г. Ава, перенесли по соседству со столицей и религиозный центр, расположив его на противоположном берегу р. Иравади, дабы неприятелям было гораздо сложнее захватить его.
Итак, в Бирме/Мьянме имеются два «города храмов»: старый – Паган, и новый – Сагайн. В этом смысле страна отличается от соседних и достаточно близких к ней по культуре государств – Таиланда, Лаоса, где ничего подобного нет. Интересно, что концепция бирманского «города храмов» в чём-то напоминает старинные русские/европейские представления о «святом граде Иерусалиме», который, судя по средневековым рисункам, выглядел именно как город храмов и монастырей.
То, что Сагайн, как религиозный центр Бирмы/Мьянмы, находится фактически напротив прежней столицы государства – Авы, выглядит логично. Из столицы защищать близлежащие города гораздо легче. Но возникает вопрос, почему же в годы Первого Бирманского царства религиозный центр – Паган находился так далеко от тогдашней столицы – Прома? Ответ, скорее всего, кроется в том, что в 60 км от Пагана расположен главный центр добуддийского культа духов-натов – гора Попа, представляющая собой потухший вулкан. Утверждая новую религию, бирманские правители расположили её религиозный центр поблизости от старого. Впоследствии оба культа – буддизм и поклонение духам-натам, тесно переплелись.
К.А. Котков
[1] Транслитерация бирманского слова, которое в современном произношении звучит как «пьи». (Прим. авт.).
[2] Можейко И.В. «Пять тысяч храмов на берегу Иравади». М., «Наука», 1967 г. Стр. 39.