В Нальчике все дороги ведут к Центральному рынку, представляющему собой по-восточному огромный базар с колоритными старыми горянками у прилавков и товарами на все случаи жизни. И как полагается восточному базару (можно вспомнить Ош или Тегеран), Нальчинский рынок был и местом зарождения бунтов.
13 июля 1968 года русский милиционер, ветеран войны и строгий борец со спекулянтами Владимир Токарев задержал тут хулигана, который по дороге в отделение принялся истошно вопить о том, что он не виноватый, а менты его сейчас убьют. Следом заголосили женщины, одна из которых почему-то решила, что убивать будут её брата Алика, приехавшего в город на похороны матери, и вскоре толпа в 4 тысячи человек разгромила отделение.
Увещевать бунтовщиков приехал сам глава КБАССР Тимбор Мальбахов, а попытка вывезти избитого и потерявшего сознания Токарева не удалась - толпа разобрала по частям и машину, и милиционера. Подавлять беспорядки силой власти даже не пытались: четырёх тысяч разгорячённых кабардинцев было вполне достаточно, чтобы разрушить город, а вводить войска и стрелять на поражение, как в Новочеркасске, мешало понимание международных последствий, тем более ещё не осела пыль Пражской весны.
К вечеру бунтовщики разошлись сами, Алик нашёлся по адресу и вообще не был в курсе произошедшего, но расправу над Токаревым милиционеры успели заснять - по итогам бунта было осуждено 20 человек, трое из них - расстреляны. Ну а для всех, кто пытается писать о тех событиях, главной загадкой Нальчинского бунта осталось "Что это было?" - в беспорядках никто не был избит по национальному признаку, а схлынула агрессия так же внезапно, как и началась без малейших антисоветских намёков.
С противоположной автовокзалу стороны рынок впечатляет роскошным сталинским фасадом с парой натуральных торговых рядов абсолютно старокупеческого вида:
Любоваться ими, впрочем, лучше с другой стороны улицы - у фасада наибольшая концентрация менял да торговцев краденым.
А напротив - тишина и полумрак пышного Сквера Горького, который каким-то странным образом такое соседство не превратило в гадюшник. Сам сквер я оставлю на другой раз, а тут покажу лишь его опушку: на статуи колхозников глядит Орёл, Терзающий Змею. Этот символ хорошо знаком по КавМинВодам: с конца 19 века Нальчик, или вернее его предместье Долинск - тоже курорт с санаториями, нарзанами и роскошным парком.