Найти тему

Урок 16. Яхта на мели. Снятие с мели.

Редко, кто может сказать, что никогда не садился на мель, несмотря на все предостережения старших товарищей, и хорошо еще, если дно песчаное или илистое, а если камни? Посадка на мель, может привести к серьезным поломкам и даже травмам членов экипажа, если происходит в сильный ветер и на большой скорости, во время глиссирования, например под геннакером или спинакером.  Яхта, упирается в дно килем или врезается в камень, а экипаж улетает вперед…. В связи с этим, конечно, я призываю всех капитанов изучать акваторию не эмпирическим путем, а по карте (бумажной или электронной - не важно) Дно, как правило, не однообразно: где-то глубже, где-то мельче, и даже если в начале сезона, глубины позволяют ходить в более мелких местах, при вашей осадке, то к концу сезона, там вырастают метровые водоросли, а поскольку вода, например, в Финском заливе, темная, то и увидите вы их когда будет уже поздно и киль яхты уже запутается в них так, что придется принимать меры по его очистке, а на карте глубина была достаточная для прохождения вашей лодки, поэтому, в новой акватории, следует расспросить местных яхтсменов, о том, какие места стоит обходить стороной, какие есть особенности и опасности в местной акватории. 

В Невской губе, например, таких мест много, особенно, вблизи Санкт-Петербурга, но в этой статье речь пойдет не об этом. Обещаю, в ближайшем будущем, подготовить статью, касающуюся и местной лоции. 

Стоит добавить, что во избежание столкновения судов, капитан может принять решение, сознательно, уйти на мель, но это экстренный случай и надо предупредить команду, чтобы избежать травм членов экипажа. 

Следует отметить, что в данной статье, я буду рассматривать, исключительно, спортивные, легкие, килевые яхты, без стационарных двигателей. 

Итак, ваша лодка на мели. Что делать?

Первое, и самое главное, это не нервничать, потому что истерика капитана/рулевого - это самое ужасное, особенно если в вашей команде есть новички. Сделайте вид, что это штатная ситуация (по утрам тренируйте poker face - поможет в нужный момент), а в это время отдавайте четкие, понятные команды, одновременно соображая, с какой стороны от лодки мель. 

Ситуация 1. 

Мель спереди.

Яхта на мель пришла курсом бейдевинд. 

Сразу увалитесь, потравите паруса и уйдите в сторону, противоположную мели.  Может понадобится еще немного закренить лодку, чтобы освободить киль из песка/ила. 

Если не сработало, то убирайте стаксель, потому что он будет мешать, а грот вынесите на наветренный борт, чтобы пойти задним ходом, но следует учитывать, выполнение этого маневра требует определенной подготовки и слаженности экипажа. 

Как это сделать, смотрите на рисунке:

Ситуация 2.

Мель спереди. 

Влетели на мель на бакштаге 

(фордевинде)

Первое - спросить у команды, все ли целы?

Исходим из того, что члены экипажа в порядке, только все в синяках, так что все в рамках «штатного» режима. 

Убираем геннакер (спинакер) быстро, на сколько это возможно, так как, в этом случае,  волна и ветер, действуя в одном направлении, затаскивают яхту дальше на мель и приводимся. Стаксель не нужен, так что, либо  оставляем  его растравленным, либо убираем, добираем грот, закреняем лодку и уводим ее от мели.  Нужно все делать, максимально быстро, пока лодка не закопалась сильно килем в дно. 

В экстренных ситуациях, стараемся не делать поворот фордевинд, так как это может привести к дополнительным недоразумениям. 

Ситуация 3.

Мель с подветренного борта.

Курс бейдевинд. 

Все просто: делаем поворот оверштаг и уходим от мели, но сделать его нужно правильно, развернув лодку на месте.

Действовать следует так:

-2

полностью потравить стаксель, вытянуть гик на ветер от ДП (диаметральной плоскости), при этом лодка должна провернуться вокруг киля и привестись к ветру. В положении близком к левентику рекомендуется вынести стаксель в подветренную сторону таким образом, чтобы ветер попал в него по направлению к лодке и помог развернуть нос яхты в сторону глубокой воды. После чего экипаж организованно переходит на другой борт, при этом лодка должна «перевалиться» через киль, а экипаж создать значительный крен на подветренную сторону, уменьшив осадку яхты. Если все сделать максимально быстро, то киль не успеет завязнуть в песок или ил, лодка сойдет с мели.

-3

Ситуация 4. 

Мель с подветренного борта. 

Курс бакштаг (фордевинд). 

При посадке на подветренную мель на полном курсе, прежде всего необходимо убрать геннакер (спинакер) и привести лодку к ветру, добрав грот и создав небольшой крен. После чего попытаться снять лодку с мели по методу, приведенному в ситуации 2. Если это не удалось сделать, то необходимо полностью убрать паруса и связаться с кем-нибудь, кто может оказать помощь. 

-4

Ситуация 5.

Мель с наветренного борта. 

Курс бейдевинд. 

В случае посадки на наветренную мель необходимо в первую очередь создать крен и дрейф, добрав все паруса втугую и максимально закренить яхту на подветер. Как только киль потеряет контакт с грунтом, лодку сдрейфует в сторону глубокой воды. 

Посторонняя помощь. 

Иногда для снятия с мели не обойтись без посторонней помощи – например, катера обеспечения или другой яхты с мотором. При этом необходимо убрать все паруса и подать на катер/яхту буксировочный конец. Буксировочный рекомендуется связать со геннакерфалом (спинакерфалом) – мачта создаст необходимый рычаг, и снять лодку с мели будет легче, чем когда буксировочный конец заведен просто на оковку на палубе.

И всегда, можно прибегнуть к способу, который использовали мы, когда посторонней помощи ждать было неоткуда (мы были в ситуации 2), но будьте внимательны, закреняя лодку так сильно! Вода не должна залиться внутрь, иначе это приведет к затоплению лодки!!!  

Видео смотрите по ссылке:

https://dzen.ru/b/Z

В статье использовались материалы из книги «Platu 25. Устройство. Вооружение. Управление» А. Колесничнко, И. Акименко.. и собственный опыт.

#паруснаяяхта #яхтанамели #особыеслучаинаводе #яхта #мель