Рассмотрим среднестатистический пример попадания в порочный круг грусти и чувства внутренней обездоленности: человек чувствует себя некомфортно. Обнаруживается целый «багаж» трудностей с определением эмоции, но он распознаёт свои физические ощущения в виде дрожания пальцев, ускоренного сердцебиения и головокружения. Думая об этих ощущениях и о случившихся жизненных ситуациях, он распознаёт грусть. Здесь мы и фиксируем начало проблематичной последовательности эмоциональных схем: грусть озадачивает человека, он не понимает, что ИМЕННО заставляет его грустить. Далее он в негативном окрасе оценивает грусть, рассуждая следующим образом: «Я не должен грустить», «Я не имею права грустить», «Никто не стал бы грустить в этой ситуации», «Никто бы меня не понял». Так как человек не знает ПРИЧИНЫ своей грусти, он начинает чувствовать себя беспомощным. По воле своей психической немощи, из-за отсутствия энергии и грусти, он избегает всей деятельности, которая ему доставляет удовольствие в обыденной жизни. Человек беспокоится, не желая стать обузой для окружающих, он безгранично уверен, что никто и ничто не поможет ему почувствовать себя лучше → прибегает к самоизоляции, думая о своей грусти и проваливаясь в нее, словно в зыбучие пески…
Описанный и проиллюстрированный порочный круг возникает из-за проблематичного ОБЪЯСНЕНИЯ своей эмоции.
Перейдём же к полезным стратегиям совладания с грустью (адаптивной модели эмоциональных схем):
Человек грустит → обозначает свою эмоцию как «грусть» → в силах нормализовать эмоцию благодаря видению в ней СМЫСЛА → человек способен получить подтверждение от близких (благодаря тому, что он открыто делится своими переживаниями) и понять, что его грусть- типичная реакция (другие люди почувствовали бы то же самое в релевантной ситуации). Человек верит, что грусть- ВРЕМЕННОЕ явление и у неё есть пределы, следовательно, может принять ее на некоторое время → подавлять грусть, дабы избавиться от неё, нет необходимости. Он не паникует из-за присутствия этой эмоции.
То бишь происходит процесс эмоциональной регуляции с позитивным исходом: человек пытается понять, есть ли конкретная проблема, требующая решения; думает, не интерпретировать ли ситуацию по- новому (например: «Это вовсе не катастрофа»); способен отвлечься на другие дела и исправить конкретный момент в его жизни → в «сухом остатке» мы имеем улучшение настроения.