Правда, в фильме его профессия названа несколько иначе — метельщик. Но занят он в Городе мастеров тем же функционалом: подметание городских улиц. Зовут его Караколь. Довольно непритязательно. Но он явно не простой дворник (метельщик). Во всяком случае, при первой же встречи с ним зрителей, он уже вызывает симпатии своим творческим и даже поэтическим отношением если уж не к работе, то к жизни:
Моя метла в лесу росла,
Росла в лесу зелёном.
Ещё вчера она была
Берёзой или клёном.
Была вчера на ней роса,
На ней сидели птицы.
Она слыхала голоса
Кукушки и синицы.
Моя метла в лесу росла
Над речкой говорливой,
Ещё вчера она была
Берёзой или ивой.
(песня Караколь из к/ф "Город мастеров")
В 1965 году вышел замечательный фильм для детей, проникнутый средневековым колоритом и неподдельным романтизмом, "Город мастеров". Снял его режиссёр Владимир Сергеевич Бычков, знатокам отечественного кино должен быть известен другой его звёздный фильм "Достояние республики" (1971), приключенческое кино жанре истерн, как начиная с 1990-х стали называть авантюрного сюжета фильмы про Гражданскую войну. Сценарий "Города мастеров" был написан по мотивам пьесы Тамары Григорьевны Габбе "Город мастеров, или Сказка о двух горбунах". Кстати, работу над пьесой драматург закончила в эвакуации в 1944 году, начав ещё в блокадном Ленинграде. В пьесе положительный герой носит имя Жильберт, а Караколь — это прозвище. Вот как описан он Тамарой Габбе в первой сцене:
Он молод, движется легко и стремительно, несмотря на свой горб. Лицо у него веселое и красивое. С горбом он справляется так, как будто это привычная ноша, которая мало мешает ему. В шляпу его воткнуто несколько пестрых перьев. Куртка украшена веткой цветущей яблони. Караколь подметает площадь и поет.
Пьесу в отличие от фильма начинает диалог сошедших с герба города животных:
Мы нынче сошли
С городского герба,
Чтоб вам рассказать о том,
Как в городе нашем
Кипела борьба,
Как двух горбунов
Рассудила судьба,
Но первый горбун
Был горбун без горба,
А второй был горбун
С горбом.
Вся эта история разворачивается в эстетике Средневековья на фоне не только декораций, но и старинных зданий и крепостных стен центра города Таллинн.
Сюжет фильма вкратце таков. Вольный Город мастеров завоевали войска герцога де Маликорна. Старая при вольная жизнь закончилась, герцог обложил горожан множеством повинностей. Часть горожан, что помоложе, сразу бежали в лес. И получается, что простой дворник (метельщик в фильме и пьесе) стал одновременно и связным между городским сопротивлением и лесными партизанами, и организатором и координатором действий тех и других. Именно он, Караколь, нашёл остроумный способ избавиться от унизительной необходимости снимать шляпу перед носилками герцога де Маликорна завоевателя и покорителя бывшего вольного города мастеров, он организовал детей и подростков на обучение попугаев кричать по ночам призывы к горожанам против захватчиков, он убедил кузнеца согласиться изготовить ограду для замка герцога. И главное то, что всё это получается у него легко и непринуждённо, как бы так оно и должно быть, как будто это само собой разумеется.
— Прощай, Караколь. Передай придаёт отцу и Вероники.
— Прощай, Фирен.
— Скажи, что скоро увидимся.
— Скоро. С кузнецами об ограде я уже договорился. Сегодня поговорю со звонарями. Как только всё будет готово, пусть звонят.
(диалог в лесу между Караколем и одним из предводителей партизан Фиреном-младшим, сыном уважаемого и далеко не бедного мастера Фирена-старшего)
Но романтизм метельщика Караколя, конечно же, не ограничивается только приключениями лидера сопротивления. В начале событий в благодарность за удачно "проданного" её петуха (подсунул солдатам герцога за вознаграждение вместо попугая, кричавшего "Долой иноземных солдат!") бабушка Тафаро нагадала Караколю:
— Красив будешь. Счастлив будешь. Женишься на первой красавице города. Не смейся, не смейся пока гадание не исполнится.
— Уж лучше мне смеяться, чем плакать. Так она и полюбит меня, горбуна, первая красавица.
— Так горб-то, горб-то ведь к тебе не навек прирос. Верь мне, верь. Не будет у тебя горба.
— Когда же это будет, бабушка Тафаро?
— Когда ты город наш от горба избавишь.
Первая красавица города — это дочь Фирена-старшего Вероника. Караколь влюблён в Вероника, но мало на что надеется вряд ли только из-за горба. Мастер Фирен весьма не бедный и весьма уважаемый в городе человек, потому вряд ли его заинтересовал бы в качестве жениха для своей дочери какой-то метельщик.
Скользит игла вертя хвостом,
Снуёт проворной мышью.
На этом поле золотом
Цветущий сад я вышью.
Один стежок, другой стежок,
Не спи моя иголка.
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шёлка.
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю.
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
Песню для Вероники сочинил тоже Караколь, который в фильме в исполнении Георгия Лапето по сюжету мог бы быть не простым метельщиком, но рыцарем, исполненным благородства, но без излишней значительности. В конце фильма он сpазился таки в поединке один на один со своим антагонистом герцогом де Маликорном и победил, но был убит стрелой одного из вражеских лучников.
И вот тут чудесным образом происходит воскрешение Караколя, но теперь на спине у него нет горба. Избавив город от горба (убив другого горбуна — герцога), Караколь сам от него избавился. Романтический герой должен был либо погибнуть, либо стать счастливым. С Караколем случилось второе.
Когда это было, в какой стороне,
Об этом сказать мудрено
И цифры, и буквы на полотне
От времени стёрлись давно.
Но если от времени стёрлись года,
Оно не сотрёт никогда
Рассказа о мужестве верных сердец,
Рассказа, где есть и любовь, и беда,
Борьба и счастливый конец.
P. S. О том, как герои фильма делались материалом доя урока истории — "Легкомысленный ли предмет история".
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.