Найти тему
Мир глазами историка

Самый романтичный дворник кинематографа

Тот самый романтический герой метельщик (дворник) Караколь и его антагонист герцог де Маликорн. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"
Тот самый романтический герой метельщик (дворник) Караколь и его антагонист герцог де Маликорн. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"

Правда, в фильме его профессия названа несколько иначе — метельщик. Но занят он в Городе мастеров тем же функционалом: подметание городских улиц. Зовут его Караколь. Довольно непритязательно. Но он явно не простой дворник (метельщик). Во всяком случае, при первой же встречи с ним зрителей, он уже вызывает симпатии своим творческим и даже поэтическим отношением если уж не к работе, то к жизни:

Моя метла в лесу росла,
Росла в лесу зелёном.
Ещё вчера она была
Берёзой или клёном.
Была вчера на ней роса,
На ней сидели птицы.
Она слыхала голоса
Кукушки и синицы.
Моя метла в лесу росла
Над речкой говорливой,
Ещё вчера она была
Берёзой или ивой.
(песня Караколь из к/ф "Город мастеров")

В 1965 году вышел замечательный фильм для детей, проникнутый средневековым колоритом и неподдельным романтизмом, "Город мастеров". Снял его режиссёр Владимир Сергеевич Бычков, знатокам отечественного кино должен быть известен другой его звёздный фильм "Достояние республики" (1971), приключенческое кино жанре истерн, как начиная с 1990-х стали называть авантюрного сюжета фильмы про Гражданскую войну. Сценарий "Города мастеров" был написан по мотивам пьесы Тамары Григорьевны Габбе "Город мастеров, или Сказка о двух горбунах". Кстати, работу над пьесой драматург закончила в эвакуации в 1944 году, начав ещё в блокадном Ленинграде. В пьесе положительный герой носит имя Жильберт, а Караколь — это прозвище. Вот как описан он Тамарой Габбе в первой сцене:

Он молод, движется легко и стремительно, несмотря на свой горб. Лицо у него веселое и красивое. С горбом он справляется так, как будто это привычная ноша, которая мало мешает ему. В шляпу его воткнуто несколько пестрых перьев. Куртка украшена веткой цветущей яблони. Караколь подметает площадь и поет.

Пьесу в отличие от фильма начинает диалог сошедших с герба города животных:

Мы нынче сошли
С городского герба,
Чтоб вам рассказать о том,
Как в городе нашем
Кипела борьба,
Как двух горбунов
Рассудила судьба,
Но первый горбун
Был горбун без горба,
А второй был горбун
С горбом.

Вся эта история разворачивается в эстетике Средневековья на фоне не только декораций, но и старинных зданий и крепостных стен центра города Таллинн.

Город мастеров под властью захватчиков. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"
Город мастеров под властью захватчиков. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"

Сюжет фильма вкратце таков. Вольный Город мастеров завоевали войска герцога де Маликорна. Старая при вольная жизнь закончилась, герцог обложил горожан множеством повинностей. Часть горожан, что помоложе, сразу бежали в лес. И получается, что простой дворник (метельщик в фильме и пьесе) стал одновременно и связным между городским сопротивлением и лесными партизанами, и организатором и координатором действий тех и других. Именно он, Караколь, нашёл остроумный способ избавиться от унизительной необходимости снимать шляпу перед носилками герцога де Маликорна завоевателя и покорителя бывшего вольного города мастеров, он организовал детей и подростков на обучение попугаев кричать по ночам призывы к горожанам против захватчиков, он убедил кузнеца согласиться изготовить ограду для замка герцога. И главное то, что всё это получается у него легко и непринуждённо, как бы так оно и должно быть, как будто это само собой разумеется.

Встреча в лесу. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"
Встреча в лесу. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"
— Прощай, Караколь. Передай придаёт отцу и Вероники.
— Прощай, Фирен.
— Скажи, что скоро увидимся.
— Скоро. С кузнецами об ограде я уже договорился. Сегодня поговорю со звонарями. Как только всё будет готово, пусть звонят.
(диалог в лесу между Караколем и одним из предводителей партизан Фиреном-младшим, сыном уважаемого и далеко не бедного мастера Фирена-старшего)

Но романтизм метельщика Караколя, конечно же, не ограничивается только приключениями лидера сопротивления. В начале событий в благодарность за удачно "проданного" её петуха (подсунул солдатам герцога за вознаграждение вместо попугая, кричавшего "Долой иноземных солдат!") бабушка Тафаро нагадала Караколю:

— Красив будешь. Счастлив будешь. Женишься на первой красавице города. Не смейся, не смейся пока гадание не исполнится.
— Уж лучше мне смеяться, чем плакать. Так она и полюбит меня, горбуна, первая красавица.
— Так горб-то, горб-то ведь к тебе не навек прирос. Верь мне, верь. Не будет у тебя горба.
— Когда же это будет, бабушка Тафаро?
— Когда ты город наш от горба избавишь.
Вероника дочь мастера Фирена-старшего. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"
Вероника дочь мастера Фирена-старшего. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"

Первая красавица города — это дочь Фирена-старшего Вероника. Караколь влюблён в Вероника, но мало на что надеется вряд ли только из-за горба. Мастер Фирен весьма не бедный и весьма уважаемый в городе человек, потому вряд ли его заинтересовал бы в качестве жениха для своей дочери какой-то метельщик.

Скользит игла вертя хвостом,
Снуёт проворной мышью.
На этом поле золотом
Цветущий сад я вышью.
Один стежок, другой стежок,
Не спи моя иголка.
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шёлка.
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю.
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
Герцог де Маликорн и Караколь в рыцарских доспехах. Скриншот кадра из фильма "Город мастеров" Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"
Герцог де Маликорн и Караколь в рыцарских доспехах. Скриншот кадра из фильма "Город мастеров" Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"

Песню для Вероники сочинил тоже Караколь, который в фильме в исполнении Георгия Лапето по сюжету мог бы быть не простым метельщиком, но рыцарем, исполненным благородства, но без излишней значительности. В конце фильма он сpазился таки в поединке один на один со своим антагонистом герцогом де Маликорном и победил, но был убит стрелой одного из вражеских лучников.

Поединок между Караколем и герцогом де Маликорном. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"
Поединок между Караколем и герцогом де Маликорном. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"

И вот тут чудесным образом происходит воскрешение Караколя, но теперь на спине у него нет горба. Избавив город от горба (убив другого горбуна — герцога), Караколь сам от него избавился. Романтический герой должен был либо погибнуть, либо стать счастливым. С Караколем случилось второе.

Дети подглядывают за праздником взрослых: Караколь в центре танцует с Вероникой. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"
Дети подглядывают за праздником взрослых: Караколь в центре танцует с Вероникой. Кадр из фильма "Город мастеров" (1965). Фото с сайта "КИНО-ТЕАТР.RU"
Когда это было, в какой стороне,
Об этом сказать мудрено
И цифры, и буквы на полотне
От времени стёрлись давно.
Но если от времени стёрлись года,
Оно не сотрёт никогда
Рассказа о мужестве верных сердец,
Рассказа, где есть и любовь, и беда,
Борьба и счастливый конец.

P. S. О том, как герои фильма делались материалом доя урока истории — "Легкомысленный ли предмет история".

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.