Конечно, памятник не фотография, он и не должен быть похожим. Главное - передать дух ушедшего человека, то впечатление, что он оставил среди живых. Но иногда не удается добиться ни этой передачи, ни какого-либо сходства вообще.
Изначально на могиле Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище должны были установить кусок упавшего на Землю метеорита. Об этом мечтала Марина Влади. Она считала, что это отразит бунтарский, мятежный дух ее так рано ушедшего из жизни супруга. Но родители Владимира Семеновича, как рассказывала вдова Высоцкого, "встали на дыбы", не позволив положить "огромный булыжник" на могилу их сына. Они заказали понятный для них, изготовленный в реалистичной манере Александром Рукавишниковым памятник, который мало кому понравился. Влади назвала изображенного на памятнике мужа "карликом" и "уродцем". Рост и без того невысокого Высоцкого скульптор Рукавишников убавил еще на 30 см, чтобы соответствовать существовавшим тогда кладбищенским нормативам по высоте памятников. Причем Высоцкого еще и обернули в какую-то ткань, напоминавшую смирительную рубашку - казалось, что он пытается из нее вырваться. В жизни Высоцкий оказался в наркологической клинике лишь однажды - во Франции. И это оставило у него очень тяжелое впечатление.
Однако и без того неудачный памятник претерпел еще более удивительную трансформацию в июле 2020 года. По инициативе Никиты Высоцкого Рукавишников не только поднял Высоцкого на те самые недостающие 30 сантиметров, но еще и... заменил ему голову. Причем утверждалось, что новая голова Владимира Семеновича изготовлена на основе его посмертной маски. Однако многие считают, что теперь Высокий еще менее похож сам на себя. А актер Станислав Садальский даже заявил, что своему папе Никита Владимирович поставил новую голову, которая больше напоминает его самого, чем Владимира Высоцкого. Так и вспоминаются пророческие слова из песни "Памятник", которую Высоцкий написал еще в 1973 году: "Саван сдёрнули! Как я обужен — Нате смерьте! Неужели такой я вам нужен после смерти?!"
Впрочем, памятник Владимира Высоцкого все-таки имеет некое портретное сходство с оригиналом, чего не скажешь о некоторых других. К примеру, этот памятник на Новодевичьем кладбище бросается в глаза издалека. И поначалу кажется, что здесь не слишком умело изображен актер Сергей Столяров в одном из самых известных своих образов в фильме "Садко", где он играл знаменитого гусляра. Не слишком знакомому с местами захоронений великих людей может показаться, что это поэт Сергей Есенин (могила которого находится на Ваганьковском кладбище). Но выясняется, что тут покоится народный артист СССР, звезда МХАТа Борис Ливанов, который не имеет вообще ничего общего с этой скульптурой культуриста. Закрадывается даже неправильная мысль о том, что скульптор Игорь Васильев из Риги подарил своему другу Василию Ливанову этот памятник совершенно другому человеку, который просто кому-то ранее не подошел. И чтобы труд не пропал, из него решили сделать Ливанова. Ведь говорят же, что Петр I творения Церетели – это Колумб, сделанный для США в 1992. Но Америка от него отказалась, а скульптору стало обидно. И он перепродал гиганта своему другу Юрию Лужкову в Москву, слегка памятник изменив.
Кстати, упомянутый выше Сергея Столяров покоится на Ваганьковском кладбище. Столяров считался одним из самых красивых артистов советского кино, и эту красоту он сохранил с годами - у него всегда было много преданных поклонников. Актер умер в 58 лет от рака, и вскоре на его могиле появилась двухметровая стела из белого камня с рубленым профилем Столярова. Впрочем, Столярова ли? Многие ценители его творчества были шокированы этим профилем, больше похожим на какой-то неумелый дружеский шарж, к тому же очень грубый. И это на могиле такого красавца!
А это лицо, издалека напоминающее лик состарившегося А.С. Пушкина, оказывается на поверку народным артистом России Спартаком Мишулиным. Сам памятник делали два человека - скульптор Александр Цигаль (двоюродный брат мужа рано умершей советской и российской актрисы Любови Полищук) и архитектор Александр Великатов. Барельеф создал именно Цигаль. Сам памятник выглядит так, будто Мишулин замешкался на сцене, и его голову зажало занавесом. Впрочем, внешне памятник почти не похож на оригинал. Директор Театра Сатиры Мамед Агаев рассказывал, что за памятник заплатили $65 000, причем собирали всем театром - коллектив ради этого даже отказался от месячной премии.
Один из самых жутковатых памятников советскому артисту расположен не в России, а в США - на еврейском кладбище в Сан-Франциско. Здесь покоится легенда советской кинокомедии Савелий Крамаров. Памятник ему создали скульпторы Михаил Шемякин и Вячеслав Бухаев. Шемякинский стиль хорошо известен, и на могиле Крамарова он полностью сохраняется - жуткие длинные носы, маски и даже... череп. Представьте себе - череп на могильном памятнике! Ну где еще такой найдешь? Кстати, что же он символизирует- неужели череп бедного Йорика из "Гамлета"? Но Крамаров не был трагедийным артистом, так что этот символ смотрится совсем не к месту.
Напоследок остановимся на памятниках относительно похожих на оригинал, но по мнению многих - неудачных. Это два любимых нашими зрителями народных артиста СССР. Первый - Евгений Евстигнеев, похороненный на Новодевичьем кладбище. Создавал его памятник скульптур с красивой фамилией Благовестный (почти что Неизвестный). Говорят, что делали скульптуру в Италии по той причине, что "мастеров такого высочайшего уровня в России не осталось". В значительной степени расходы компенсировал актер Владимир Машков. Сам памятник, как говорится, на любителя. Кому-то нравится, кто-то считает его не слишком удачным. Но самым странным является расцветка - великий артист с ног до головы покрыт какими-то зелеными пятнами. Рождается ощущение, что в аристократично сидящего Евстигнеева кто-то метнул пакетом с зеленкой, как это стало принято в отношении некоторых политиков в последние годы.
И совсем грустно смотрится памятник Армену Джигарханяну. Во-первых, он просто не вписывается в окружающий ландшафт - вокруг примерно одинаково выглядящие могилы с оградками. Сидящий в рубище Сократа (любимый спектакль артиста) Армен Джигарханян похож на какого-то усатого буддистского монаха. А некоторые поклонники артиста даже называют эту скульптуру Ваге Согояна "безногим карликом". Отец Ваге - знаменитый советский скульптор Фридрих Согоян - когда-то делал памятник дочери Джигарханяна. Рядом с ней он и решил успокоиться.