Первая стратегия реального времени на PC. Первая серьёзная игра по фантастической вселенной в этом жанре. Но, в то же время, имеющая второй номер в названии. Речь о легендарной игре, мимо которой мы никак не могли пройти – Dune 2 от Westwood Studios и Virgin Interactive
Об игре и мире
В основе игры – мир научно-фантастического романа Дюна американского писателя Фрэнка Герберта, вышедший в свет сначала в виде серии глав в журнале Analog Science Fiction, а потом изданный отдельной книгой (сие событие случилось в 1965 году, если верить Википедии). Действие игры происходит на основной планете мира – пустынном Аракисе, известным также как Дюна. Планета является единственным в Известной Вселенной источником пряности Меланж, который называется просто Спайс (от английского слова spice - пряность, специя). Он ценен тем, что позволяет употребившему его существу открыть в себе сверхспособности – например, читать мысли и видеть будущее. А также без него невозможны никакие путешествия во Вселенной. Более подробно ознакомиться с миром можно либо прочитав книгу, либо посмотрев фильмы – лично я рекомендую как фильм Дэвида Линча, вышедший в 1984 году, так и современный фильм Дэни Вильнёва, первая часть которого вышла в 2021, а премьера второй ожидается в марте 2024 года.
Нас же интересуют конкретные события, а именно – состязание между тремя Домами за право управлять планетой и добывать спайс в масштабах Вселенной. Наличие такого состязания в истории мира, равно как и участие в нём третьего дома Ордосов (в оригинальной книге речь идёт лишь о домах Атрейдисов и Харконенов) мы оставим за скобками, ибо, на мой взгляд, они не ухудшают, а наоборот – улучшают игру, делая, во-первых, происходщяее в ней логичным, а во-вторых – создавая хороший игровой баланс по части самих сражений.
Игра предполагает только один вариант прохождения – однопользовательская кампания за один из трёх Домов: Адрейдисы, Ордосы или Харконены.
Немного истории
Есть две Дюны. Обе вышли в 1992 году, и обе были изданы Virgin Interactive, которая, если верить всё той же Википедии, и заказала разработку игры двум разным командам – Westwood Studios (США) и Cryo Interactive (Франция). Французы, условно говоря, справились первыми, но их игра, хоть и имела признаки стратегии реального времени, больше содержала квестовой направленности. Тогда как детище Westwood оказалось стратегией в чистом виде. И не просто стратегией: тут и сюжет, о котором кратко упомянуто выше, и база знаний, и некоторые другие вещи, присущие именно жанру стратегий реального времени (RTS). К слову, как я уже рассказывал ранее , именно детищем Westwood вдохновились разработчики Blizzard, когда создавали Warcraft.
Движок, разработанный для этой игры, стал визитной карточкой игр Westwood и использовался позже в Command&Conqueror и Red Alert – наиболее известных продуктах этой команды. Сам же мир Дюны до сих пор не отпускает различные команды разработчиков: не так давно сообщалось о новой стратегии по этой вселенной (к сожалению, ссылка на статью не сохранилась) – которая, судя по описанию, по своему стилю больше похожа на игру, сделанную французами. Что же касается детища Wetwood, оно имело как фанатские моды, так и реализацию даже в браузерном исполнении.
Движок и особенности
Пару слов о том, что же нового появилось именно в этой игре.
Экономика
Принцип «собери ресурсы, построй базу и получи силы для победы» был внедрён именно здесь. Причём разные силы обладали разными характеристиками. В частности, в Дюне были пехота (как одиночные пехотинцы, так и отряды), колёсные броневики и гусеничная техника. Последние, к слову, могли легко справиться с пехотой методом простого физического подавления гусеницами. Также именно в Дюне юниты были поделены на боевые и небоевые. К небоевым относились харвестер – гусеничный комбайн, выполнявший сбор Спайса в пустыне; и летающий носитель, который мог доставлять десант в расположение противника, а также переносить различную технику в в предназначенные для этого строения на базе. Все здания требовали прочного основания (бетонные плиты) и электроэнергии.
Основным ресурсом в игре является Спайс. Без него нельзя произвести ни один юнит и ни одно строение. При этом его наличие на карте всегда конечно. Но, как ни странно, Спайс является не единственным ресурсом.
Сами по себе некоторые постройки также дают ресурс. Например, Спайс-силос позвляет хранить на территории базы больше спайса (если места в силосах не хватает, собранный Спайс теряется), а ветрогенераторы вырабатывают электроэнергию, необходимую для работы всем зданиям на базе.
Управление и интерфейс
Основное управление происходит на одном экране – это интерфейс с картой, на котором, собственно говоря, и разворачиваются действия игровой миссии. Поначалу, вся карта скрыта «туманом войны» и требует разведки местности. При этом, фактически, карта имеет два режима: базовый режим, который предусматривает отображение только строений, и режим радара, на котором отображается всё: и местность, и строения, и юниты. Единожды разведав какую-то территорию, игрок всегда может посмотреть, что на ней находится. Таким образом, например, можно заранее заметить выдвижение вражеской колонны, или приближение Червя.
Для создания построек или юнитов существуют окна интерфейса тех построек, в которых их можно произвести. Там, при выборе, приводятся некоторые базовые параметры: например, стоимость и размер постройки.
Каждому юниту можно дать одну из команд, указанных в его меню. При этом никаких выделений группы юнитов или отправки команд при помощи простого клика мышью на область карты здесь нет. Доступный "ассортимент" юнитов, производимых постройками (как, собственно, и ассортимент построек) может различаться в зависимости от того Дома, за который проходится кампания.
Противники и союзники
Противников есть два вида. Первый – это ваши соперники, то есть войска других Домов, также присутствующих на Аракисе по условиям «соревнования». Чаще всего (за исключением первых двух-трёх миссий) игроку необходимо захватить и уничтожить базу соперника.
Второй вид противников – это противники нейтральные, а конкретно – песчаные Черви Дюны. Согласно миру Фрэнка Герберта, они бороздят просторы Аракиса, пожирают всё живое на его поверхности, встречающееся им на пути, а продуктом их жизнедеятельности как раз и является Спайс. Червя можно, но сложно убить. Спастись от них можно только эвакуировавшись – либо по воздуху, либо на скалы. Отрадно, однако, что Червь пожирает всех и вся – таким образом, можно сделать его своим союзником при борьбе с соперниками.
Кстати, о союзниках. Тут авторы игры поступили довольно интересно. Ибо, с одной стороны, каноничным является только союзничество дома Атрейдисов с местными жителями Аракиса – Фременами. Также по канону можно было бы в качестве союзников Харконенов выпустить сардуукаров, но здесь по сюжету игры Император остаётся нейтральным и вступает в битву с тем, кто победит остальные Дома на Аракисе. Поэтому, для установки баланса, Харконенам просто дали мощную Ядрёну Ракету, а Ордосам – диверсанов, способных уничтожить любое здание. Насколько это получилось равноценным – узнаем в процессе прохождения игры.
Помощь
Что действительно является сильной стороной Dune II – это энциклопедия. В любой момент игры можно обратиться к Ментату – персональному советнику игрока – и получить информацию обо всём, что доступно в настоящий момент. Можно даже уточнить, что думает ментат о своём Доме и других Домах
Вперёд, к победе!
Итак, пришло время посмотреть, что же представляет из себя на практике первая игра в жанре RTS – в классическом понимании этого термина. Прохождение стартует 20 октября и будет проходить по пятницам с 21:00 по московскому времени. Ссылки на все актуальные каналы можно найти здесь