Пять дней – пять ночей. СССР–ГДР, 1961. Режиссеры Лео Арнштам, Хайнц Тиль. Сценаристы: Лео Арнштам, Вольфганг Эбелинг, Хайнц Тиль (по повести Л. Волынского «Семь дней»). Актеры: Всеволод Сафонов, Хайнц–Дитер Кнауп, Всеволод Санаев, Аннекатрин Бюргер, Евгения Козырева, Марга Легаль, Вильгельм Кох–Хоге, Геннадий Юхтин и др. 18,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Лео Арнштам (1905–1979) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, два из которых («Зоя» и «Пять дней – пять ночей») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Действие этой военной драмы «Пять дней – пять ночей» происходит в Дрездене в мае 1945…
В год премьеры фильма кинокритик Наталья Бабочкина писала в журнале «Искусство кино»:
«Отдельные герои существуют в фильме как очень точно увиденные и понятые собирательные образы! И хотя титры предупредили нас о том, что рассказ о спасении Дрезденской галереи не документален, воспринимается он как хроникально точный благодаря правде характеров, правде человеческих взаимоотношений. … Многоплановость картины определила особенности ее режиссерского решения. Для Л. Арнштама характерно мышление большими категориями и обобщениями. Но те или иные понятия режиссер раскрывает не в отвлеченных схемах, а, как правило, через точно увиденные образы и детали. …
Но кое–где в фильме проскальзывает чуждая его строгой манере сентиментальность. … Несмотря на отдельные просчеты, первая совместная работа кинематографистов Советского Союза и ГДР оказалась по–настоящему интересной и плодотворной. Успех фильма в обеих странах — свидетельство важности проделанной работы» (Бабочкина, 1961: 92, 95).
Увы, уже через несколько лет после довольно успешного проката фильм «Пять дней – пять ночей» он был забыт, и сегодня о нем вспоминают очень немногие зрители…
Киновед Александр Федоров
Морской характер. СССР, 1971. Режиссер Василий Журавлёв. Сценаристы: Василий Журавлёв, Леонид Соболев (по мотивам рассказов Леонида Соболева). Актеры: Николай Крючков, Владимир Дружников, Пётр Глебов, Борис Токарев, Людмила Гладунко и др. 18,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Василий Журавлев (1904–1987) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, шесть из них («Космический рейс», «Граница на замке», «Пятнадцатилетний капитан», «Черный бизнес», «Морской характер» и «Человек в штатском») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Драма «Морской характер» рассказывает о героической обороне Одессы, когда советские морские пехотинцы сражались против гитлеровских захватчиков…
В год выхода на всесоюзный экран «Морской характер» не произвел сильного впечатления на кинокритиков, да и зрители XXI века пишут о нем без восторга:
«Фильм снят, то ли в стиле лент военных лет для поднятия боевого духа населения, то ли в манере современной былины о моряках и морских пехотинцах. Герои так объясняются между собой, что кажется, вот-вот начнут петь, или по крайней мере заговорят стихами. … и это выглядит немного странным и нелепым» (Александр).
Киновед Александр Федоров
Тарас Шевченко. СССР, 1951. Режиссер и сценарист Игорь Савченко. Актеры: Сергей Бондарчук, Владимир Честноков, Николай Тимофеев, Гнат Юра, Иван Переверзев, Наталья Ужвий, Евгений Самойлов, Михаил Кузнецов, Алексей Консовский, Марк Бернес, Марианна Стриженова, Лаврентий Масоха, Павел Шпрингфельд, Михаил Названов, Александр Хвыля, Геннадий Юдин, Леонид Кмит и др. 18,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Игорь Савченко (1906–1950) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, некоторые из них («Старинный водевиль», «Тарас Шевченко») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В год выпуска на экраны биографическую драму «Тарас Шевченко» ждал триумф.
Министр кинематографии СССР Иван Большаков (1902–1980) писал о нем так: «По новаторски подошел к созданию фильма о великом украинском поэте Тарасе Григорьевиче Шевченко Игорь Савченко… Он глубоко и детально изучил обширные материалы о поэте… Из биографии и творчества поэта он взял наиболее существенные и важные этапы его жизни, характеризующие его как революционного демократа, как непримиримого борца с царским самодержавием, с крепостничеством за счастье и свободу украинского народа, подчеркнув при этом тесную и неразрывную связь Шевченко с русской демократической культурой. … Бондарчук с большим мастерством передает и темпераментность молодого поэта, и зрелость художника–мыслителя, и борца, прошедшего тяжелый жизненный путь. … В результате упорной работы как самого Бондарчука, так и режиссера получился яркий и правдивый образ великого поэта» (Большаков, 1952: 34, 36).
В эпоху оттепели отношение кинокритиков к фильму «Тарас Шевченко» (как и в целом к серии историко–биографических лент 1940–х – 1950–х) изменилось.
К примеру, в «Краткой истории советского кино» отмечалось, что «вся первая половина фильма оказалась рыхлой и иллюстративной. … Идея, мысль автора не нашли здесь достаточно глубокого и эмоционального художественного решения» (Грошев и др., 1969: 362).
Кинокритик Юрий Ханютин (1929–1978) писал, что в этом фильме «молодой Шевченко жил в каком–то «летящем» ритме. В нем была та счастливая уверенность в себе, то ощущение собственной силы, которые овладевают художником на пороге больших свершений. Личное ощущение артиста, приступившего к своей важнейшей, счастливо–успешной работе, совпало здесь с настроением героя. … В роли Шевченко Бондарчук не везде был равно убедителен. В первой половине картины искренность в его исполнении перемежалась с декламационностью, подлинный темперамент оборачивался ложным пафосом. Но артиста трудно было упрекать за это, так как логика его поведения часто определялась не органическим развитием образа, а желанием режиссера подробно показать все стороны общественной деятельности Шевченко, высказать его воззрения по самым разным вопросам. Савченко отдавал здесь дань канонам биографического фильма, который как раз в начале 50–х годов был всецело подчинен иллюстративному принципу. Иллюстратор исходит не из жизни, а из заранее заданного тезиса, к которому он подбирает «живые» примеры, наглядные картинки. Так делалось большинство биографических фильмов. В изображении того или иного исторического деятеля авторы, как правило, исходили не из его реального человеческого облика, не показывали его силу и слабости, обусловленные историей противоречия, а создавали образ таким, каким ему, по мнению создателей фильма, надлежало быть. Из исторического героя зачастую вытравлялась его человеческая индивидуальность, его своеобразие. Углы сглаживались, все подгонялось под общее представление о типе прогрессивного исторического деятеля. … Однако при всех очевидных просчетах картина сегодня не забыта. Она живет и является одной из самых сильных советских историко–биографических картин. И произошло это благодаря второй половине фильма. Савченко и Бондарчук поднимаются до подлинной высокой трагедии в сценах ссылки Шевченко» (Ханютин, 1962).
Нынешние зрители относятся к этой ленте, как правило, тепло:
«Одна из лучших лент в жанре биографического кино. Секрет успеха, как мне представляется, в том, что характер и личность поэта раскрыты через его собственные строки, через связь с судьбой Родины» (Настя).
«В фильме обращается внимание на творчество Тараса Шевченко, которое перекликается с реалиями того времени. Но для меня лента – ещё и история, о том, как человек стремится к свободе. Почти все положительные герои по–своему пытаются противостоять бесправию, жестокости, нищете. Обычно их усилия заканчиваются трагично. Но дружба, доброта и чувство собственного достоинства оказываются выше хамства и лицемерия. Поэтому кинофильм действительно волнует, задевая вечные темы» (Света).
Киновед Александр Федоров