Когда различные материалы, посвященные событиям Отечественной войны 1812 г., иллюстрируют портретами русских генералов, обычно используются портреты работы Дж. Доу из Военной галереи Зимнего дворца. Вне всякого сомнения, эти портреты очень хороши, но из-за частого воспроизведения, особенно «находящихся на слуху» генералов, они несколько «затаскались», «замылили глаз». Между тем существуют и другие, не менее интересные портреты тех же персонажей, несколько из которых я и предлагаю сегодня посмотреть. Для каждой персоны, помимо менее известного изображения, в «галерее» прилагается и портрет из Военной галереи. Биографические сведения о героях не привожу, они легко доступны, в том числе в интернете.
Карл Осипович де Ламберт
Сын французского эмигранта Шарль де Ламберт в России стал Карлом Осиповичем и службу в русской армии начала в 1793 г. в Кинбурнском драгунском полку. В мундире этой части (и в чине подполковника) Ламберт и изображен на миниатюре 1795-96 гг. На портрете обращает на себя внимание неуставная четырехугольная, наподобие польской рогатывки, шапка, носимая Ламбертом вместо положенной шляпы. Такие головные уборы, не предусмотренные никакими регламентами, стали распространяться в русской армии, начиная с 1788 г., благодаря своей практичности, а потом и просто вошли в моду. Орден Св. Георгия 4-ой степени, заметный на груди, Ламберт получил в начале 1795 г. за отличия при подавлении Польского восстания 1794 г.
Андрей Иванович Горчаков
Племянник А.В. Суворова князь Андрей Иванович Горчаков в период правления Павла I оказался запечатлен на миниатюре в мундире Лейб-гвардии Преображенского полка. Портрет исполнен не ранее сентября 1799 г., когда Горчаков был пожалован орденом Св. Александра Невского, красная лента которого видна надетой через левое плечо. Согласно биографическим данным, в этот период князь служил уже не в полку, а в составе Военной коллегии, однако, как видим, право носить преображенский мундир он сохранил. Обратите внимание на цвет мундира на миниатюре. Мы тут часто обсуждаем в комментариях вероятности искажения на портретах со временем оттенка тех или иных деталей униформы – выцветания, пожелтения. Преображенский мундир не может быть никаким иным, кроме как зеленым Однако на приведенной миниатюре он выглядит синим!
Федор Федорович Уваров
Будущий командир 1-го Кавалерийского корпуса в 1812 г., участник знаменитого рейда в сражении при Бородине, Федор Федорович Уваров в 1799-1824 гг. состоял шефом Кавалергардского полка. В мундире этой части он изображен на приводимом миниатюрном портрете 1803 г. Портрет хранится в Эрмитаже и уверенно датируется 1803 г. У меня нет оснований подвергать сомнению такую датировку, по-видимому, она имеет какие-то серьезные основания. Но пара вопросов к портрету при такой датировке возникает. Воротник мундира Уварова на миниатюре выглядит стояче-отложным, однако к 1803 г. и в гвардии, и в армии по идее уже повсеместно были приняты высокие стоячие воротники. И, безусловно, некоторое удивление вызывает отсутствие на волосах Федора Федоровича пудры, наличие которой в 1803 г. еще диктовалось и светскими приличиями и регламентными предписаниями. Складывается впечатление, что черную шевелюру и бакенбарды дописали позднее поверх ранее имевшихся на портрете белых, то есть пудренных, волос.
Александр Иванович Остерман-Толстой
Подобно приведенному выше портрету К.О. де Ламберта этот портрет, если не ошибаюсь, атрибутирован не так давно А.Кибовским. Приводимый портрет будущего героя Кульма создан в 1807-08 гг. Об этом свидетельствует, с одной стороны, наличие на шее генерала знака ордена Св. Георгия 3-ей степени, который он получил в 1807 г., с другой – пудренная прическа, при том, что пудрение волос в русской армии окончательно отменено в 1809 г. Интересно, что звезду прусского ордена Черного орла Остерман-Толстой закрепил выше звезды российского ордена Св. Владимира, хотя знаки иностранных наград принято было носить ниже всех российских. Ну, или левее, если речь идет об орденских знаках в колодке на груди.
Иван Егорович Шевич
Командир (в 1808-13 гг.) Лейб-гвардии Гусарского полка Иван Егорович Шевич изображен в парадном мундире своей части для особо торжественных случаев – с барсом. Ранее я уже как-то писал об этой детали парадного мундира гвардейских гусар. Обращает на себя внимание размер бляхи-медальона, скрепляющего «лапы» барсовой шкуры – он явно несколько крупнее, чем на других портретах с этим украшением – целое средневековое зерцало. Синий цвет воротника и чакчир потемнел и выглядит практически как черный. Портрет, видимо, посмертный – вряд ли Шевич, погибший 4 (16) октября 1813 г. в сражении при Лейпциге, успел поносить присутствующую на портрете медаль «В память Отечественной войны 1812 г.» , раздача первой изготовленной партии которой началась в армии в ноябре 1813 г.
Петр Петрович Коновницын
Приводимый миниатюрный портрет близок к портрету графа Коновницына работы Дж. Доу. Возможно, один из них и послужил «источником» для другого, ведь портрет Коновницына авторства Доу – посмертный. В колодке на груди на приводимом миниатюрном портрете отсутствует имеющийся на портрете Доу знак французского ордена Св. Людовика 3-ей степени, но даты награждения им Коновницына мне найти не удалось, поэтому для меня осталось неясным, ошибка ли это художника, или на момент создания портрета граф еще не получил эту награду.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.