Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Гибель эскадры" (СССР, 1966), "Софья Грушко" (СССР, 1972) и "Стоянка три часа" (СССР, 1975): мнения кинокритиков и зрителей

Гибель эскадры. СССР, 1966. Режиссер Владимир Довгань. Сценаристы Александр Корнейчук, Григорий Поженян (по мотивам одноименной пьесы А. Корнейчука). Актеры: Борис Ливанов, Светлана Коркошко, Георгий Мартынюк, Николай Гринько, Николай Талюра, Михаил Заднепровский, Геннадий Юхтин, Герман Качин, Георгий Жжёнов, Юрий Леонидов, Владислав Стржельчик и др. 19,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Владимир Довгань (1929–2006) поставил 17 фильмов, четыре из которых («Грозные ночи», «Сердце не прощает», «Трое суток после бессмертия», «Гибель эскадры») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

«Гибель эскадры» – драма, рассказывающая о событиях лета 1918 года, когда возникла опасность захвата немецкими войсками Черноморского флота.

«Идеологически выдержанная» советская кинокритика отнеслась к прославляющей революцию драме «Гибель эскадры» с подобающим пиететом.

Например, критик Лидия Вирина писала, что «А. Корнейчук и постановщик В. Довгань решили «Гибель эскадры» как гимн величественному народному делу. Однако художников не упрекнешь в тенденциозном однообразии художественных средств и красок. Высокий трагизм граничит с трогательностью, гнев — с юмором и лирикой, публицистическая острота, свободные эпические ритмы, прозрачная поэзия дополняют друг друга. Сложные батальные сцены, эпизоды напряженного идейного поединка большевиков с врагами революции и в то же время гордости: потопление кораблей... В течение фильма режиссер не раз выявляет свою склонность к языку художественных обобщений. Но произведение богато не только образами-символами. Рядом с ними – человеческие портреты, действительно убедительные, правдивые. Один из них – адмирал. Как выдающуюся актерскую победу воспринимаешь игру Б. Ливанова, художника «высшего класса», в этой роли. Все есть в созданном им характере: личная трагедия и историческая обреченность, холодное изящество аристократа, убежденного в своем высокомерии, и исступленный ужас пред близким концом. Творческий дуэт с таким мастером далеко не каждому исполнителю по силам. Особенно сложен он для С. Коркошко, актрисы-дебютантки, оказавшейся достойным партнером выдающегося художника. У ее Оксаны живет революционная страсть, неподдельная чистота идеалов, она нежна и вместе с тем непоколебима» (Вирина, 1965: 8-9).

В 1950–х – 1960–х годах фильмы Владимира Довганя были весьма популярны у советских кинозрителей, однако ключ к зрительским вкусам 1970–х – 1980–х режиссер уже не нашел, и его фильмы, снятые в этот период прокатного успеха не имели. В постсоветские времена В. Довгань фильмов уже не ставил…

Мнения зрителей XXI века о «Гибели эскадры», как это обычно бывает с лентами о революции и гражданской войне, разделяются на «за» и «против»:

«За»: «Мне кажется, что сейчас так играть современные актеры не умеют. … С большим желанием посмотрел бы этот фильм сейчас, чтобы окунуться в ту атмосферу!» (Александр).

«Против»: «Много завываний, большевистских "драм" и прочего налета советского агитационного искусства. … К тому же это был очередной этап соревнования Киева и Москвы. … в Москве "Оптимистическая трагедия" а в Киеве – "Гибель эскадры", причем комиссар разумеется тоже женщина. К исторической правде никакого отношения. Всё, как ни печально, – вранье большевистского разлива» (Б. Ципис).

Киновед Александр Федоров

-2

Софья Грушко. СССР, 1972. Режиссер Виктор Ивченко. Сценарист Вадим Собко (по мотивам собственной пьесы «Голосеевский лес»). Актеры: Нинель Мышкова, Степан Олексенко, Орыся Бурда, Елена Аминова, Лариса Хоролец, Борислав Брондуков и др. 19,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Виктор Ивченко (1912–1972) поставил 13 фильмов, из которых 8 («Судьба Марины», «Есть такой парень», «ЧП», «Иванна», «Серебряный тренер», «Гадюка», «Десятый шаг» и «Софья Грушко») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

В этом остросюжетном фильме подпольщица Софья Грушко, находясь в оккупированном гитлеровцами Киеве, сталкивается с самыми суровыми испытаниями…

Кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993) отнеслась к этому перенасыщенному событиями, но психологически и художественно неубедительному фильму со скрытой «нейтральным» пересказом сюжета иронией, подчеркнув, что «авторы как будто ищут всё новые и новые доказательства мужества и стойкости героини, но находят эти доказательства не в характере Софьи Грушко, а в трагических событиях и самых невероятных испытаниях, которые одно за другим обрушиваются на голову героини фильма» (Хлоплянкина, 1972: 16).

И даже в целом комплиментарной книге “Кино Советской Украины» отмечалось, что сценарий «Софьи Грушко» «сохранил черты чисто театральной условности; на экране некоторые ситуации выглядят неубедительно» (Корниенко, 1975).

Да и уже в XXI веке кинокритик Михаил Трофименков писал, что «Софья Грушко» «оборачивается в какой-то момент из экзистенциальной драмы не просто историей о разведчиках, но историей местами почти пародийной» (Трофименков, 2014: 28).

Что касается мнений нынешней аудитории «Софьи Грушко», то они довольно сдержанные: «В целом всё же средний фильм, в основном из-за довольно схематичного сценария» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров

-3

Стоянка три часа. СССР, 1975. Режиссер Александр Светлов. Сценарист Юрий Чибряков. Актеры: Лаймонас Норейка, Алексей Горячев, Раиса Куркина, Юрий Гусев, Владимир Емельянов, Вадим Захарченко и др. 19,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Светлов (1939-2018) за свою долгую кинобиографию поставил всего семь полнометражных игровых фильмов, из которых в тысячу самых популярных советских фильмов удалось войти только драме «Стоянка три часа».

В завязке фильма «Стоянка три часа» главный герой (Лаймонас Норейка) оказывается в доме, где когда-то жил его умерший друг и узнает, что его вдова – в больнице, а сын пошел по кривой дорожке…

Кинокритик Наталья Зеленко в своей рецензии, опубликованной на страницах журнала «Советский экран» отмечала, что фильм «Стоянка три часа» «очень уязвим. Его легко критиковать и за поверхностный анализ причин бездуховности, и за стандартные образы дружков из плохой компании, и за слишком своевременное, скоропалительное вмешательство милиции, и мало ли еще за что... Но странное дело, ощущая все слабости ленты, вдруг ловишь себя на том, что к истории, рассказанной с экрана, начинаешь относиться как к абсолютно реальному, достоверному случаю из жизни. Говорят: наши недостатки — продолжение наших достоинств. Может быть, здесь наоборот: достоинства фильма — продолжение его недостатков? Ведь банальность — это еще и общераспространенность. В фильме за многими недоделками, натяжками, за определенной неуверенностью режиссерской руки видится стремление говорить о жизненно важном, авторское доверие к реальности вызывает симпатию» (Зеленко, 1975).

Сегодняшние зрители уже, как правило, к этому фильму не возвращаются. Ну, разве что кто-то упрекнет в том, что «фильм чересчур контрастен — никаких полутонов; все персонажи делятся на откровенно хороших и 100% плохих» (Г. Воланов).

Киновед Александр Федоров