Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Емельян Пугачёв" (СССР, 1979), "Михайло Ломоносов" (СССР, 1955) и "Живой труп" (СССР, 1969): мнения кинокритиков и зрителей

Емельян Пугачёв. СССР, 1979. Режиссер Алексей Салтыков. Сценарист Эдуард Володарский. Актеры: Евгений Матвеев, Вия Артмане, Тамара Сёмина, Ольга Прохорова, Пётр Глебов, Григоре Григориу, Виктор Павлов, Фёдор Одиноков, Владимир Шакало, Борис Галкин, Вацлав Дворжецкий, Борис Плотников, Игорь Горбачёв, Анатолий Азо и др. 19,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алексей Салтыков (1934–1993) за свою творческую карьеру поставил 16 фильмов, десять из которых («Друг мой, Колька!», «Председатель», «Бабье царство», «Директор», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Сибирячка», «Полынь – трава горькая», «Емельян Пугачев», «Крик дельфина»), вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Кинокритик Валерий Кичин писал об этой масштабной исторической драме так: «Лучшее, что есть в фильме, связано именно с образом Пугачева в исполнении Евгения Матвеева. Перед нами человек, много переживший, полной мерой испытавший все тяготы, выпавшие на долю народа, и дерзнувший бросить вызов судьбе, посягнуть на, казалось, от века существующие установления. … Второй главный образ фильма — народ. Бесправный, нищий, но полный клокочущих в глубине сил, не покорившийся горькой судьбине, накапливающий энергию для неизбежного взрыва. Постоянное ощущение тесной, неразрывной связи этой общей, коллективной, народной судьбы и жизненного пути такой личности, как Емельян Пугачев,— и сообщает истинную историчность этому фильму, не свободному от постановочных излишеств и некоторой театральности, но в наиболее удавшихся своих эпизодах неизменно волнующему и правдивому» (Кичин, 1979).

На мой взгляд, несмотря на все усилия, Алексей Салтыков (1934–1993) в 1970–х – 1980–х не смог подняться до уровня своих лучших работ – «Председателя» и «Бабьего царства»…

Мнения зрителей XXI века о «Емельяне Пугачеве», как это часто бывает, разделились:

«Одна из лучших исторических картин. Евгений Матвеев – гений народных образов, прекрасно сыграла роль императрицы Вия Артмане» (Илья).

«Фильм по тем временам поставлен красочно, с большим постановочным размахом, впечатляющими батальными сценами. Но трактовка образа Пугачева все–таки слишком хрестоматийная, слишком советская и соцреалистическая» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров

-2

Михайло Ломоносов. СССР, 1955. Режиссер Александр Иванов. Сценарист Леонид Рахманов. Актеры: Борис Ливанов, Аста Виханди, Антс Эскола, Герман Хованов, Янис Осис, Владимир Сошальский, Алексей Консовский, Владимир Белокуров и др. 19,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Иванов (1898–1984) поставил 18 фильмов, пять из которых («На границе», «Сыновья», «Звезда», «Михайло Ломоносов» и «Поднятая целина») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов. Одна из них – военная драма «Звезда», снятая в 1949 году, но вышедшая в прокат только после смерти И.В. Сталина в 1953 году.

По мнению киноведа Петра Багрова, режиссер Александр Иванов (1898–1984) снял драму «Михайло Ломоносов» «по всем канонам сталинских биографических лент. Режиссеру пришлось преодолевать стандартные трудности — о них он подробно пишет в дневнике. Но съемки затянулись, и фильм, вышедший в оттепельном 1955 году» (Багров, 2002) и не вызвал особого энтузиазма кинопрессы.

Мало кто из современных зрителей помнит этот фильм, но те, кто не забыл, вспоминают его с удовольствием: «Лучший исторический и биографический фильм. Отличная игра актеров, музыка. Такого больше никогда не снимут» (Тома). «Дерзнул бы кто–нибудь из нынешних режиссёров снять подобного уровня кино. С подлинной глубиной и любовью к народу нашему... Без гнусной "правды и жизненности", но с настоящим художеством. Что б задевать самые высокие струны в человеке… Э–эх...» (А. Карташев).

Киновед Александр Федоров

-3

Живой труп. СССР, 1969. Режиссер и сценарист Владимир Венгеров (по одноименной пьесе Л.Н.Толстого). Актеры: Алексей Баталов, Алла Демидова, Олег Басилашвили, Лидия Штыкан, Елена Чёрная, Софья Пилявская, Евгений Кузнецов, Светлана Тома, Олег Борисов, Иннокентий Смоктуновский и др. 19,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Владимир Венгеров (1920–1997) поставил 13 фильмов, 7 из которых («Кортик», «Два капитана», «Рабочий поселок», «Живой труп» (две экранизации), «Балтийское небо», «Порожний рейс») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В год выхода драмы «Живой труп» на экраны кинокритик Михаил Блейман (1904-1973) писал, что эта картина «в известной степени как будто противостоит «Дворянскому гнезду» с его пышностью. Здесь все подчеркнуто скромно и подчеркнуто достоверно. Скромна уставленная «бесстильной» рыночной мебелью квартира Протасова, скромны комнатки деревянного домика в Новой деревне, где живут цыгане. Мало того, в фильме режиссера В. Венгерова удивительно внимание к реалистической детализации, к безукоризненной точности. … Выстраивая свой фильм, В. Венгеров был, конечно, поставлен перед необходимостью сокращения толстовских текстов и, к сожалению, был вынужден пожертвовать теми текстами, которые создавали непрерывность движения характера Протасова. Вместе с тем драматические «пики» не могли быть опущены — фильм стал бы бессвязным. И вот незаметно для авторов центр фильма стал смещаться. Трагедия Протасова, который не может жить той жизнью, к которой его вынуждают обстоятельства, замещается драмой Лизы Протасовой и любящего ее Каренина. Фильм становится не столько трагедией Протасова, сколько драмой ситуации, парадоксальность которой в том, что любящая Протасова Лиза и милый человек Каренин как бы вынуждают Протасова кончить самоубийством. Конечно, можно трактовать «Живой труп» и так, но такая трактовка мельчит образ Протасова, превращает его в персонифицированную частность сложной и выигрышной драматической ситуации. А ведь главное в «Живом трупе» — Протасов с его невозможностью жить ложной жизнью, с нежеланием служить, пресмыкаться, делать пустое, говорить ежедневно ложь. И совсем не случаен в его судьбе именно цыганский мотив. Вспомним, что означали цыгане в литературе всего русского XIX века — они были символом свободы от условностей, жизни дикой, естественной и свободной. …

Я не могу согласиться с упреками, которые обращают к исполнителю роли Протасова А. Баталову. Критики не в его пользу сопоставляют образ, созданный им, с образами, созданными на театре М. Романовым, Н. Симоновым. Между тем Баталов играет свою роль верно, с пониманием характера своего героя, играет достоверно! Беда в том, что фильм не дает ему простора, места, ему отведенного в фильме, совсем не достаточно. У него нет возможности размышлять, нет возможности сопоставлять ситуации, прийти к решению оставить жизнь, стать сначала «живым трупом», а потом умереть. Беда тут в том, что актер не мог сыграть больше того, что ему было предоставлено сыграть режиссером фильма. Ошибка режиссуры «Живого трупа» в том, что она уравняла аксессуары с драмой, подробности трагедии, пусть и толстовские, с ней самой. Подробности здесь иногда к месту, они характеризуют среду, и характеризуют ее точно. Но беда в том, что они замещают трагедию личности, ту трагедию, о которой писал Толстой и которую мы имели право увидеть на экране.

Буквальное следование в «Живом трупе» толстовским подробностям низводит трагедию до бытовой драмы. В этом фильме уравнены обстоятельства трагедии с нею самой, а следовательно, исчезает трагедия. И все-таки мне многое нравится и в «Дворянском гнезде», и в «Живом трупе». Оба фильма, несомненно, отмечены культурой, вниманием к литературе, оба демонстрируют несомненное мастерство, броское и яркое в «Дворянском гнезде» и реалистически добротное в «Живом трупе». Наконец, в обоих фильмах отлично играют актеры — назову хотя бы И. Купченко и Н. Михалкова в «Дворянском гнезде» и А. Баталова, А. Демидову, О. Басилашвили в «Живом трупе». Но тем не менее я вынужден сказать, что замыслы фильмов и А. Михалкова-Кончаловского, и В. Венгерова были интереснее и значительнее, нежели способы их реализации» (Блейман, 1969).

Зрители XXI века до сих пор спорят об этом фильме:

«Лучший "Живой труп"! Все актёры на своих местах. Особенно понравились Баталов и Демидова — лучший тандем! Демидову для себя "открыл заново" — величественная, гордая актриса перевоплотилась в слабую, глубоко страдающую, скромную женщину. Браво! Не могу закрыть глаза на отступления от пьесы — они нарушают смысл текста (сцена беседы родителей Маши с Протасовым, "гибель" Феди, сцена в трактире). Чего мне совсем не понравилось, так это то, что сделали с обычным героем пьесы — Иваном Петровичем. Зачем его превратили в полумистического сумасшедшего? Очевидно, очень уж хотели снять в фильме Смоктуновского и придумали ему подходящий образ, но в пьесе то всё совсем не так! Зато финал, который тоже изменили, на мой взгляд стал правильнее, интереснее. Вообще приходиться закрывать глаза на недостатки, так как более удачной экранизации этой пьесы нет и, пожалуй, не будет» (А. Селеверов).

«Фильм местами вымученный. Может от того, что уже в шестидесятых людям снимавшихся в нем было трудно примерить на себя внутренние драмы героев живших во времена Льва Толстого. Нет в этой истории вечных вопросов бытия, а моральная проблема насквозь фальшива и искусственна. Человек застрелился потому, что ему противны речи адвокатов при разводе! От того и некоторая картинность созданных образов. Всех за исключением роли в исполнении Олега Борисова. Баталов и Демидова, по-моему, просто не совсем понимали, что нужно играть. Так как слишком уж велика раздвоенность личностей представленных персонажей. А потому "искренне любящий человек" получился только у актрисы второго плана игравшей Сашеньку. Запомнилась правда фраза Федора Протасова: Мы любим людей за то добро, которое для них сделали и ненавидим за зло, что мы им причинили" Роль законченного эгоиста Баталову и вправду не удалась хотя, повторюсь, он там совсем не злой человек» (Кокакома).

Киновед Александр Федоров