А видела я их несколько десятков точно. Но, самое удивительное, что в этом монастыре я, атеистка, ПОЧУВСТВОВАЛА, что здесь на самом деле живут ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ. И потом оказалось, что это истинная правда.
Как монастырь позвал меня к себе
Попала я в этот монастырь удивительным образом. Гуляли мы с мужем по Вышнему Волочку и заодно выбирали магнитик с видом города. И вдруг на одном из магнитов я увидела изображение необыкновенной красоты храма.
- Это тоже в Волочке? - удивилась я. Продавец ответила утвердительно. И я бросилась искать это место на карте. Оказалось, что храм находится в монастыре на окраине Вышнего Волочка и носит название Храм Казанской иконы Божьей Матери. Я очень захотела увидеть это архитектурное чудо воочию, и мы поехали в монастырь.
Почему-то в этот раз муж не захотел пойти со мной внутрь, а остался в машине у ограды. А я, только шагнув за ворота, почувствовала, что это место мне очень нравится, несмотря на то, что некоторые здания были в разрушенном состоянии.
А потом я увидела этот прекрасный храм! Он мог бы украсить любой столичный город, а находится здесь, в провинции. Интересно, почему? И я поспешила к информационным стендам, чтобы узнать это.
История монастыря оказалась во многом типичной: основание обители на месте, указанном чудотворной иконой, расцвет, а потом разорение в советские годы. Расскажу немного подробнее.
История монастыря
В конце XVI столетия город Вышний Волочек был Николаевским Вышневолоцким посадом, населенным ямщиками. В нем было два деревянных храма, в одном из которых хранилась местная святыня - список с чудотворной Казанской иконы.
В 1724 году оба храма сгорели, но Казанская икона осталась невредимой. И тогда в честь неё была построена деревянная церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Но в 1742 году Казанская церковь тоже сгорела, а чудотворную икону Богоматери нигде не смогли найти. И вот совершенно неожиданно святая икона появилась в двух верстах от погоста в безлюдном и диком месте на пне близ трех ключей. И жители решили оставить святую икону на месте её явления, устроив для нее часовню.
Прошло больше 90 лет. В 1835 году вышневолоцкая мещанка Акулина Филиппова попыталась устроить на месте часовни женский монастырь, но епархиальное начальство ей отказало. Лишь через 35 лет при содействии Павла Арсентьевича Путятина, который был антропологом, этнографом, археологом, являлся комендантом мирового посредника Вышневолоцкого уезда и предводителем дворянства (с 1868 года) для создания женской общины на окраине Вышнего Волочка была приобретена земля. А для организации общины в Волочок прибыла игумения Досифея (в миру Александра Васильевна Салтыкова) и с несколькими первыми сестрами-монашками поселилась на участке. Через год при содействии императрицы Марии Александровны Святейшим Синодом был подписан указ об учреждении женской общины, состоящей на тот момент всего из 24 сестёр. Настоятельницей была назначена монахиня Досифея.
В 1870–1880 годах на территории обители развернулось строительство каменных сооружений. Оно шло на средства петербургского статского советника Ефрема Никифоровича Сивохина и московского купца Григория Германовича Германова.
Были возведены корпуса для монахинь и больница. А в начале 1877 года архиепископу Тверскому Алексею были поданы прошения от учредителя общины князя Путятина и от настоятельницы Досифеи разрешить устроить каменный соборный храм во имя Казанской Божией Матери. Прошение было удовлетворено, и Московский архитектор Александр Степанович Каминский разработал проект изящного собора, который был одобрен Строительным Отделением Губернского Правления.
Архитектор Каминский
Об архитекторе Каминском стоит сказать несколько слов, так как его имя не всем известно. Александр Степанович был одним из крупнейших архитекторов Москвы и семейным архитектором рода Третьяковых. Каминский принял участие в строительстве около сотни зданий на территории столицы. Но в 1888 году, когда Каминскому было 59 лет, на углу Кузнецкого Моста и Неглинной улицы произошло обрушение строящегося по его проекту доходного дома Московского купеческого общества. Под завалами погибли 11 человек, ещё примерно столько же получили тяжёлые травмы. Следствие установило большое количество нарушений при проведении работ и признало Каминского виновным в нарушении строительных норм безопасности. Архитектор был приговорён к 6-недельному аресту (сначала на гауптвахте, затем - в виде домашнего ареста) и церковному покаянию.
Расцвет монастыря
Но вернёмся к истории монастыря. Вскоре после освящения Казанского собора Сивохин привез из Петербурга большой колокол весом 360 пудов (свыше пяти тонн) для которого построил превосходную колокольню и в ней - храм, а внизу, под этой церковью - усыпальницу для себя и своей супруги.
Также Сивохиным была куплена древняя греческая Боголюбская (Андроникова) икона и 1 мая 1885 года торжественно доставлена в Вышний Волочек из Петербурга. В 1889 году было завершено строительство настоятельского корпуса и в этот же год над монастырским колодцем была возведена часовня с куполом. В часовне была устроена высокая стрела подъема воды, откуда она по трубам распределялась в кухню, квасоварню и другие помещения монастыря.
В этот же год было закончено строительство и нового больничного корпуса с домовым храмом пророка Илии и великомученика Пантелеймона. В настоящее время они находятся в руинированном состоянии.
1 мая 1897 года на месте Боголюбской домовой церкви по проекту московского архитектора Н. П. Маркова был заложен большой теплый каменный трехпрестольный храм Андрониковой иконы Божией матери. При строительстве храма в подвальном помещении была сохранена усыпальница, в которой были похоронены многие известные люди, например, основательница монастыря игумения Досифея и попечитель монастыря князь Арсений Степанович Путятин.
Перед храмом установлена скульптура святого Иоанна Кронштадтского. Он часто приезжал в монастырь и оказывал ему материальную поддержку.
Казанский монастырь строился, разрастался и обживался. К концу XIX века это был самый крупный женский монастырь Тверской епархии с собственным садом, гостиницей, трапезной.
К этому времени здесь уже проживало более 800 сестер, работали вышивальная, живописная, швейная и другие мастерские. Был открыт приют для девочек, собственный хор насчитывал около ста человек, имелась церковно-приходская школа и подворье в Санкт-Петербурге.
Женский монастырь Казанской иконы Божьей Матери посещали император Александр III с императрицей, великие князья и другие представители царской семьи.
Монастырь в советское время
В 1919 году монастырь был ликвидирован, а оставшимся в нем сёстрам было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну. Монастырский приют был переименован в «Детский дом Коммуна» и подчинялся комиссариату, однако по-прежнему располагался на территории монастыря, и значительная часть служащего персонала продолжала состоять из монахинь. Вскоре по распоряжению Вышневолоцких властей все 250 девочек приюта были переселены из специально оборудованного для них монастырского здания в небольшой корпус, где они вынуждены были спать по трое на кровати. Впоследствии под угрозой ареста монахини вынуждены были передать сирот в объединенный городской детский дом.
Но несмотря на гонения и лишения, весной 1919 года, когда в Вышнем Волочке начался голод, монастырь передал продовольственному комитету города 200 пудов квашенной капусты и 75 пудов муки, чем спас многих жителей от смерти. А в фонд помощи голодающим 1922 года от Казанского монастыря поступило 658 тысяч рублей!
Но уже к осени 1922 года вся территория монастыря была передана 48-й Тверской стрелковой дивизии. Новые хозяева распорядились по-своему усмотрению: в Казанском соборе они сначала смотрели фильмы, а затем и вообще устроили внутри мусорный склад.
После Великой Отечественной войны в монастыре опять разместились военные. Разграбление и разрушения продолжались: были снесены главы соборов, разрушены большинство деревянных корпусов, полностью утрачено все внутреннее убранство храмов, сад вырублен, монастырское кладбище было превращено в плац.
Возрождение
Лишь в конце девяностых годов сохранившиеся постройки и земли монастыря были возвращены Русской Православной Церкви и началось возрождение обители. Фасады Казанского собора были восстановлены всего лишь за год. Но внутри работы ещё идут.
В 1999 году рядом с Казанским собором на частные пожертвования была построена маленькая часовня — усыпальница во имя Веры, Надежды, Любви и их матери Софии.
В усыпальнице расположены гробницы подвижниц (святой старицы Любови (Лазаревой) и схимонахини Марии (Матукасовой), проживавших в монастыре.
В монастыре царит удивительно доброжелательная атмосфера. Меня, например удивило, что в монастырской лавке лежат продукты местного производства и рядом надпись - возьмите, сколько нужно и, если можете (!), оставьте пожертвование. Здесь нет толп туристов и не пытаются торговать верой, как в Троице-Сергиевой Лавре⬇️
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи:
- Кого скрывал за своими стенами старейший русский женский монастырь в Ладоге