В Новгороде хранится та икона, от которой, как принято считать, композиция поясного образа Богоматери с Христом Эммануилом в медальоне на груди получила поименование Богоматерь Знамение.
В сущности, эта икона представляет собою все тот же извод, который именуется Великою Панагиею[1], ибо именование ее Знамением имеет, как считают многие исследователи, местный характер. Однако оно прочно связалось с этим изводом священного образа в его поясном варианте.
Новгородская святыня - небольшая выносная двусторонняя икона, на лицевой стороне которой первоначальная живопись сохранилась лишь небольшими фрагментами. В основном же на иконе присутствует живопись XVI и даже XVIII веков.
Лучше сохранился оборот, где явлены образы апостола Петра и мученицы, согласно поздней надписи – Наталии. Если на лицевой стороне живопись XII века представлена небольшими фрагментами (у левого глаза, на шее, край мафория с золотой каймой и еще несколько), то на обороте живопись сохранилась почти целиком, лишь немного искажены первоначальные очертания фигур. Даже на полях, как указывают составители каталога выставки Живопись домонгольской Руси, открыт слой живописи XII века, хотя икона неоднократно поновлялась[2].
Именно этот образ Богоматери Знамение почитается как чудотворный.
В Третьяковской галерее хранится еще один домонгольский образ Богоматери Знамение, также происходящий из Новгорода. По имеющимся данным, лишь в 1913 году эта икона была вывезена из Новгородского Зверина монастыря и попала сначала в коллекцию известного собирателя А.И.Анисимова, а затем – художника Павла Корина, завещавшего это сокровище Третьяковской галерее. Иконографически два древних образа сходны. В обоих на полях изображены святые, но их состав различен. Так же различны и обороты икон.
Образ Богоматери Знамение получил широкое распространение на Руси. Среди множества чудотворных икон Богоматери есть и эти иконы. В репринтном воспроизведении издания Праздники в честь чудотворных икон Пресвятой Богородицы с приложением тропарей, кондаков и молитв, с кратким объяснением (М.: Синодальная типография, 1905) названы наиболее известные из этих икон.
Одна из них была в Знаменском монастыре, это моленная икона патриарха Филарета (в миру боярина Федора Романова, родоначальника династии Романовых, отца царя Михаила). Эта родовая святыня дома Романовых была весьма почитаема и украшена попечением царствовавшего дома.
Своими чудотворениями, особенно во время холеры 1848 года, прославлена находившаяся над открытым входом на паперть Троицкой монастырской церкви московского Златоустовского монастыря икона Знамение (Великая Панагия) греческого письма. По просьбе купца Воробьева, получившего при этой иконе исцеление, она была поставлена в Златоустовской церкви и с 1865 года находилась в иконостасе. Многие получали исцеление от этой иконы.
Большую известность приобрела Царскосельская икона Знамения Божией Матери, некогда принесенная в дар царю Алексею Михайловичу и ставшая особо чтимою в царском роду. Дважды по молитве перед этою иконою был остановлен пожар во дворце (в 1820 и 1862 годах). Прославлена она и чудесными исцелениями во время эпидемий чумы 1771 года, холеры в 1831 и 1848 годах. Помогала она и при кораблекрушениях.
В книге Православные святыни (М., АСТ-ПРЕСС, 2003) указаны, кроме названных, еще несколько особо прославленных чудотворных икон Божией Матери Знамение.
Одна из древнейших – Курская, по молитве перед которой получил свое первое исцеление Серафим Саровский, будучи еще ребенком. В 1597 году по повелению кроткого царя Федора Иоанновича икона была перенесена в Москву и «окружена изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков по краям» [3]. По особому прошению жителей Курска в 1615 году возвращена из Москвы в Курск.
«Особая помощь Божией Матери через эту икону, - пишет составитель книги «Православные святыни», - связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года. С этой иконой связаны некоторые ужасные события предреволюционных лет, как, например, взрыв в курском соборе с целью уничтожения чудотворной иконы. Храм был взрывом разрушен, а икона осталась цела»[4].
Иконографический тип Богоматери Знамение сохранился и в русской иконописи XVIII - XX вв., хотя не избежал влияний господствующего в светском искусстве того или иного периода стиля. Так, художественное решение хранящейся в Рыбинском музее иконы Богоматерь Знамение, с избранными святыми несет на себе явственные признаки барокко – и в свободной «светловидной» манере живописи, и в таких деталях, как картуши с маленькими фигурами святых по бокам главного образа.
Называются также Абалацкая, Серафимо-Понетаевская и Верхнетагильская иконы Божией Матери, именуемые Знамение.
И эти иконы прославлены чудесными исцелениями.
Богоматерь Абалацкая из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля – это поздний список с образа, созданного в 1637 году протодиаконом отцом Матфеем для церкви в селе Абалак близ Тобольска. Почитаемая сибиряками как их чудотворная покровительница, икона находилась в храме учрежденного в конце XVIII века монастыря. Существует предположение, что протооригинал иконы и прославленная копия с него – Наместница – ныне находятся в Австралии.
Серафимо-Понетаевская икона, написанная в 1879 году инокиней Серафимо-Понетаевской женской обители, расположенной неподалеку от Арзамаса близ села Понетаевка, спустя шесть лет после написания прославилась многочисленными чудесами. Во время богослужений лик Богоматери светлел и словно бы оживал. Отмечено около 70 случаев исцеления от слепоты и расслабления.
Нонна Яковлева
Из книги "Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России"
________________________________________________
[1] Э.С. Смирнова, В.К. Лаурина, Э.А. Гордиенко. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 218, прим.8.
[2] Живопись домонгольской Руси. М., 1974. С.53.
[3] Ее чудесное явление относится к ХШ веку. В те годы Курск подвергся великому разорению ордами Батыя. 8 сентября 1259 года некий охотник заметил у корней дерева икону, лежащую ликом к земле. Как только он поднял икону, на том месте, где она лежала, с силой забил источник чистой воды. Охотник не решился оставить святой новоявленный образ Богоматери в лесу, возвел небольшую деревянную церковь и поставил его в ней. А когда о чуде узнали жители расположенного неподалеку города Рыльска, то сначала они ходили на место явления новой святыни, чтобы поклониться ей, а затем перенесли икону в Рыльск и поставили в новом соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.(Православные святыни.- М., 2003. С. 49).
[4] Там же.