Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Бессознательный образ тела – ребус, расшифрованный Франсуазой Дольто

Следуя за мыслью Франсуазы Дольто, мы раскроем смысл, заложенный в концепт бессознательного образа тела. Поговорим о том, что же такое, по мнению Франсуазы Дольто, бессознательный образ тела? Как он формируется и влияет на психическое благополучие?

Франсуаза Дольто начала свою практику в 1939 году. Её работа «L’image inconsciente du corps» («Бессознательный образ тела») вышла во Франции в 1984 году и внесла значительный вклад в развитие психоаналитической теории. В данной книге Франсуаза Дольто изложила свои представления о топике психического аппарата, опираясь на осмысление своего богатого клинического опыта работы (к тому моменту около 45 лет), как с юными, так и со взрослыми субъектами.

На русском языке этот труд вышел в 2006 году, однако, у некоторых отечественных психоаналитиков, владеющих французским языком, есть вопросы к качеству перевода.

Бессознательный образ тела представляет собой топику психического аппарата (психики), предложенную Франсуазой Дольто.

Топика психики – это некая логическая конструкция того, как устроена психика человека. В практической работе представления о топике являются необходимым инструментом, помогающим выявлять нюансы становления психики субъекта и особенности его психической реальности.

Наиболее известными топиками психического аппарата являются две топики Зигмунда Фрейда (бессознательное, предсознательное, сознание и Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я), а также топика Жака Лакана (психика как Борромеев узел, включающий три регистра: Реальное, Воображаемое, Символическое).

Топика психического Франсуазы Дольто - бессознательный образ тела.

Часть 1. Образ «image»

У Франсуазы Дольто не всё так однозначно и просто, как может показаться на первый взгляд. Образ для неё – не образ в классическом психоаналитическом понимании, тело – не тело в повседневной обыденной интерпретации, а бессознательное – не просто неосознанное.

Начнём со слова «image».

Франсуаза Дольто психоаналитически обходится со словом образ «image», она расставляет знаки препинания и вводит разрезы.

Психоаналитическая позиция предполагает, что слово не отсылает напрямую к смыслу. Слово – это ребус, загадка, ответ на которую возможно найти не в словаре, а в субъекте.

Ведь нас интересует не общепринятый смысл слова, а то, что сам человек в него вкладывает.

Итак, в слово образ Франсуаза Дольто вводит два разреза

I|ma|ge

В результате рассечения получается 3 элемента:

I

Ma

Ge

Далее Ф.Дольто расшифровывает ребус, обнаруживая смысловые пристёжки. Понятие I|ma|ge возникает из игры трёх слов.

I – identité – идентичность (подобный, схожий).

Франсуаза Дольто связывает идентичность и идентификацию через подобие и отождествление. Собственное Я – это эффект наших отождествлений. В процессе становления мы присваиваем себе образ, некую черту другого. Идентичность является совокупностью идентификаций, системой означающих, которые человек приписал себе.

Например, Я – имя, пол, дата и место рождения, культура, язык и др. В случае так называемого нормативного развития человек приписывает себе одно имя, фамилию, пол и т.д. Субъект держится посредством этих означающих-скрепок.

При наличие множественной идентификации принято говорить о таком особенном развитии как множественная личность (диссоциативное расстройство идентичности).

Зигмунд Фрейд отмечал, что все мы устроены также как люди с множественной личностью, но у нас есть иллюзия, что эти разные идентификации о чем-то договорились.

По мнению Франсуазы Дольто, в идентичность включена история именования субъекта, его возможность вписывания самого себя в некую семью, определения своего места (кто мой отец, фамилия, отчество). Например, тайна об отцовстве задает некие невозможности, провалы и сбои в становлении психики человека.

Зигмунд Фрейд писал, что Я не дано от рождения и одним их основных вопросов психоанализа является вопрос о том, каким образом формируется Я, как оно конституируется.

Ma – моя, а также первый слог слова maman (мама)

Вы обращали внимание, как много в детском языке слов, состоящих из повторяющихся сдвоенных слогов? Мама, папа, пипи, биби, ляля, баба, ням-ням.

Ma maman m’aime

Моя мама меня любит

m’aime на французском звучит «мэм», также как и слово même – тот же самый, одно и тоже (указание на некое подобие, идентичность).

Отождествление Meme

Тождество a=a

Моя мама такая же

Ребёнок отождествляется с матерью, изначально конституируя себя на поверхности её тела, которое продолжительное время используется малышом как костыли, ведь он ходит на маминых ножках, ухаживает за собой мамиными руками и т.д.

Вопрос места – вопрос направленности материнского желания. Ведь на начальном этапе только попав в «очаг материнского желания» психика ребёнка может раскрывать свой потенциал развития.

Возможность субъективации связана не только с тем, кто ждёт ребёнка и готов взять на себя выполнение обязанностей для того, чтобы новорожденный мог выжить биологически (мыть, кормить, присматривать и др.), но и с наличием желания значимого другого, направленного на малыша.

Субъект обречен на становление через Другого, ведь все элементы Я – эффект сборки от Другого.

В отождествлении с мамой малыш проживает некую идентичность. Юный субъект фантазирует и идентифицирует себя с материнским телом. Важным является момент проживания дезидентификации, отрыва от тела мамы, когда ребёнок уловит в скопическом регистре (регистре взгляда), что его тело не такое же, как тело матери, что он маленький.

Место в поле материнского желания связано с точками признания столь значимыми для становления субъекта.

Переживание признания собственной желанности «Моя мама меня любит» обеспечивает возможность усложнения психики.

Франсуаза Дольто отмечала, что признание даётся самим фактом речи, обращённой к ребёнку.

Подчеркивая значимость материнского желания, Ф.Дольто рассматривала случаи в клинике, когда малыш буквально отказывался жить, хотя физиологических оснований для этого не было, однако, он находился вне поля желания матери и наоборот ребёнок буквально цеплялся за жизнь, чувствуя её желание, и выживал вопреки прогнозам врачей.

От слова образ – I|ma|ge у нас ещё осталось ge (же).

ge – je (говорящий, желающий субъект)

Аналогично «же» звучит слово jeЯ, только это уже другое Я (эффект эдипализации), до этого было moiЯ (эффект прохождения стадии зеркала).

Напомним, что во французском языке существует два слова (moi и je), которые переводятся на русский как Я. С точки зрения психоаналитической теории, между ними есть разница.

В слове образ «image» по сути, зашифровано три такта становления психики – от зеркальной идентификации к обнаружению себя как желающего говорящего субъекта (jeЯ).

Первый такт (I – identité - идентичность)

Появляясь на свет, изначально малыш отождествляет себя с мамой, идентифицируется с её телом.

I – задаётся самим фактом рождения, как и поле означающих, из которых ребёнок будет строить себя как субъекта: как встретились родители, были ли рожденные/нерожденные дети до него, имя, место его рождения и т.д.

Ребёнок рождается в купель символического, в язык, в означающие, связанные с историей его семьи и появления на свет, которые пишутся задолго до его появления на свет. В настоящее время становление психики часто бывает связано с виртуальными образами.

Второй такт (ma/moi)

Дезидентифицируясь с матерью, в процессе прохождения фазы зеркала, у юного субъекта появляется ma, moi – мой/моя, Я.

Ребёнок у зеркала ещё не говорит фраз, но уже замечает, что отличен от мамы. При этом, по мнению Ж.Лакана, малыш, увидев себя в зеркале ликует, а, по мнению Ф.Дольто, переживает не столько однозначные чувства, ведь он также обнаруживает, что в отличие от мамы маленький. Именно поэтому в открытом под руководством Ф.Дольто Зеленом доме (La Maison Verte) зеркало находилось на возвышении. Предполагалось, что мама находится рядом и может словами поддержать юного субъекта, смотрящего в зеркало.

Третий такт (ge/je)

В результате разрешения эдипализации появляется желающий говорящий субъект – способный сказать: «Я», тем самым задав себе место.

Есть люди, которым сложно говорить Я.

В психозах часто «Я» исчезает из речи, а если и сохраняется, то нужны дополнительные идентификационные метки, грузила, позволяющие говорящему субъекту сохранить своё неустойчивое место (например, Я+имя и фамилия).

Часть 2. Тело «corps»

Перейдём к слову Corps – тело. Тело в психоаналитической теории – это уже эффект некой сборки – представимое тело, а не просто физическое.

Физическое тело – некая плоть, родившись, ребёнок ещё не может себя представить, не понимает что это его ручки и ножки, не реагирует на зеркальную поверхность. У появившегося на свет малыша («дозеркального субъекта») нет никакого представления о собственном теле, о границах внешнего и внутреннего.

Вдруг в какой-то момент, ребёнок начинает крутиться у зеркала, играть с отражением. Следовательно, у юного субъекта появилось некое представление о себе и произошло отождествление этого представления с тем, что малыш видит в зеркальной поверхности.

Представимое тело изначально не гештальт, оно появляется в процессе сборки частичных объектов.

Порой мы можем наблюдать, как этот монтаж рассыпается в конверсионных симптомах и психотическом опыте.

Франсуаза Дольто отмечала, что юные субъекты часто задают свои вопросы, посредством тела предъявляя такую симптоматику как энурезы, энкопрезы, тики, странные двигательные движения, откусывание ногтей и т.д. Поэтому в детском анализе много телесного измерения.

Зигмунд Фрейд писал, что психическое, прежде всего, телесно.

Телесное и психическое переплетены через влечение.

Франсуаза Дольто обращает наше внимание на то, что контур влечения укоренён в теле, начинается у отверстий тела (орального, анального, скопического, кромки уха), далее влечение погружается в словесный порядок в психике (в речь, в язык) и вновь возвращается в тело.

Всё это позволяет субъекту вписаться в тело.

Часть 3. L’image inconsciente du corps – бессознательный образ тела

С точки зрения Франсуазы Дольто бессознательное не хаотично, оно структурировано на базе образа тела.

Бессознательный образ тела – способ организации психического, способ, обусловленный размещением на сцене другого.

Франсуаза Дольто различала схему тела и образ тела.

Схема тела дана человеку как представителю определенного вида. Все люди выглядят антропоморфно. Здоровая схема тела предполагает присутствие всех частей тела, свойственных человеку.

Схема тела существует и вне языка, независимо от него.

Образ тела индивидуален у каждого субъекта, обусловлен его жизненной историей и носит бессознательный характер.

Например, в схеме тела у человека есть рука, а в бессознательном образе тела (психике) её нет и, несмотря на отсутствие физиологических ограничений, она парализована, не может двигаться.

Может быть и наоборот, когда в схеме тела руки нет, а в бессознательном образе тела есть и человек живёт полной жизнью, как будто не чувствует ограничений из-за отсутствия данной конечности.

Фантомные боли также возникают в случае, когда в схеме тела нет какой-то удалённой части, но она по-прежнему присутствует в бессознательном образе тела.

Зигмунд Фрейд отмечал: «Психика протяженна, хотя и не ведает об этом».

Ф.Дольто также придерживалась позиции о протяжённости психического. Она писала, что в бессознательном образе тела прошлое резонирует с настоящим, и в любом текущем моменте повторяется что-то из отношений прошлого.

Нет прошлого самого по себе, оно актуализируется из будущего, и психика получает шанс для перезапись опыта.

Бессознательный образ тела конституируется в отношениях с материнским другим и обуславливается сплетением двух измерений телесного и символического:

  1. Ощущение напряжения тела, боли и удовольствия при отведении напряжения – то, что изначально осуществляется посредством тела другого человека.
  2. Слова другого, которые символизируют, кастрируют и дают возможность усложняться психике и развиваться Я.
«Слова, прежде чем обретут смысл, должны обрести телесность, они должны включиться в обменные процессы».Франсуаза Дольто

Бессознательный образ тела соткан из либидинальных потоков и слов, пронизывающих и сопровождающих их.

В процессе становления психики юного субъекта бессознательный образ тела сокрывается дважды, оттесняясь в бессознательное при прохождении фазы зеркала и при разрешении первичной кастрации (обнаружения разницы полов).

Мы рассмотрели психоаналитическую топику психического аппарата, предложенную Франсуазой Дольто, это позволит расширить потенциальные возможности для взгляда на психическую реальность человека.

В дальнейшем поговорим о структуре Бессознательного образа тела, а также, основываясь на биографическом материале и записях личного дела из клиники Бургхольцли, разберём клинический случай болезни Сабины Шпильрейн (одной из пациенток Карла Густава Юнга) с помощью оптики Франсуазы Дольто.

© Н.И.Скрыльникова, 2023

Автор: Наталия Скрыльникова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru