Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Почему начальник морской авиации был против его награждения Звездой Героя?

«Не согласен (дважды судим – один раз был приговорён к расстрелу), вообще он хулиган и пьяница». Эту резолюцию начальник ВВС ВМФ генерал-полковник авиации М.И. Самохин наложил на наградном листе лётчика 9-го истребительного авиаполка ВВС ВМФ капитана Юрия Шитова.

Командир полка подполковник Джапаридзе представил воздушного аса к присвоению звания "Герой Советского Союза" 5 июня 1945 года, но Шитов не получил Золотую Звезду (был награждён орденом Красного Знамени)...

Раньше уже описывал кратко биографии очень известных и совсем неизвестных «воздушных хулиганов» времен Великой Отечественной войны. Выражались их хулиганские выходки в различных нарушениях правил полетов и ведения воздушного боя - пилотировании в состоянии опьянения, вылетах без разрешения командования, рискованном пикировании не в боевой обстановке и др. Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:

Сегодня - более подробный рассказ об одном из таких "хулиганов" - лейтенанте Юрие Павловиче Шитове. В его биографии до сих пор немало белых пятен. Не известна даже дата его смерти...

Юрий Шитов родился 20 марта 1917 года в городе Коканде (ныне - Ферганская область Республики Узбекистан). В декабре 1938 года окончил Ейское военно-морское училище лётчиков и был направлен для прохождения военной службы в ВВС Черноморского Флота. На фронте он – с первого до последнего дня Великой Отечественной войны. Летал на истребителях И-153, Як-1, И-15бис, ЛаГГ-3, Як-9. Боевую деятельность начал в должности командира звена 9-го истребительного авиаполка. Первым в полку одержал воздушную победу – сбил в районе города Измаила румынский самолет-разведчик СЕТ-15.

Ю.П. Шитов
Ю.П. Шитов

К сожалению, о "взлетах и падениях" Шитова можно судить только по записям в его личном деле. Каких-либо архивных документов, свидетельствующих о совершенных им правонарушениях, найти не удалось. Сослуживцы по полку воспоминаний об этом тоже не оставили. Если судить по резолюции командующего ВВС ВМФ, то можно предположить, что Шитов совершал хулиганские действия в состоянии алкогольного опьянения и был за это дважды судим. Первый раз, вероятно, в самом конце 41-го или в самом начале 42-го года. Приговор мог быть условный или с отсрочкой исполнения (примечание 2 к статье 28 УК РСФСР), поскольку после суда летчик Шитов около двух месяцев был воздушным стрелком в 1-й эскадрилье 119-го разведывательного авиаполка ВВС Черноморского флота. В марте - он снова командир звена 1-й эскадрильи в 7-м авиаполку, потом летчик-инструктор в составе 8-й Отдельной авиаэскадрильи ВВС ЧФ. Но опять же из личного дела следует, что до февраля 1943 года Шитов боевой работы не вёл и в 1942-1943 годах не получил ни одной награды. Причина связана с совершением очередного преступления в сентябре 1942 года. Рискну предположить, что Шитов в состоянии алкогольного опьянения совершил какие-то действия насильственного характера и последствия оказались тяжелыми, поскольку в ноябре того же года он был приговорен трибуналом к высшей мере наказания, замененной на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Но этапирован в места лишения свободы не был. 14 февраля 1943 года его вновь назначили пилотом 62-го ИАП, потом 9-го ИАП ЧФ...

После освобождения Севастополя, в мае 1944 года 9-й авиаполк в составе 11-й штурмовой авиадивизии передислоцировался на Балтику и вошел в состав ВВС Балтийского флота. Шитов летал тогда в этом полку заместителем командира 3-й эскадрильи.

Согласно наградным документам, воевал Шитов геройски. На Балтике в полной мере раскрылся его летный талант. Пренебрегая опасностью, он неоднократно ввязывался в бой с превосходящими силами противника и всегда выходил победителем. Кроме того, штурмовыми действиями уничтожил значительное количество боевой техники и живой силы противника.

Многим любителям авиации известна фотография Юрия Шитова в кабине истребителя ЛаГГ-3 с 8 победными звёздочками и львиной мордой на борту фюзеляжа, на фоне красного сердца.

-3

В одном из наградных листов на Шитова, подписанном 3 апреля 1944 года командиром авиаполка майором Джапаридзе, отмечалось: «В воздушных боях решителен, смел, инициативен, осмотрителен. В сложной обстановке не теряется, решения принимает быстро и уверенно. Дисциплинирован на земле и в воздухе». Насчет дисциплины на земле вывод, конечно, не совсем отражал реальное положение дел. Но о боевых качествах Шитова в воздухе - все верно.

К 9 мая 1945 года капитан Ю.П. Шитов совершил 406 боевых вылетов, провёл 58 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и вместе с ведомым – 4 самолёта противника.

-4
-5
-6
-7

В наградном листе на звание Героя Советского Союза подробно описан боевой путь легендарного летчика. Это один из самых объемных наградных листов, с которыми довелось ознакомиться (4 печатных листа текста). В представлении отмечалось, что с первого до последнего дня войны Ю.П. Шитов геройски воевал в составе ВВС Черноморского Флота, участвовал в обороне Дунайских портов Измаил и Келья, Черноморского побережья и Крыма, городов: Одесса, Николаев, Очаков, Керчь, Севастополь; освобождении города Новороссийска, Таманского и Крымского полуостровов, городов Севастополь и Одесса. В составе ВВС КБФ участвовал в освобождении городов Таллин, Клайпеда, Либава; островов Гогланд, Эзель и Курляндского полуострова.

Между тем, генерал-полковник авиации М.И. Самохин посчитал, что противоправное поведение летчика перевешивает его заслуги. Принятию такого решения поспособствовало то, что в начале 45-года, судя по всему, произошел еще один "залет", поскольку в феврале Шитов был понижен в должности до лётчика в том же 9-м ИАП КБФ.

Ю.П. Шитов
Ю.П. Шитов

После войны майор Юрий Павлович Шитов продолжал служить старшим лётчиком 9-го ИАП, а потом 18-го ИАП 11-й штурмовой авиадивизии КБФ. После увольнения в запас проживал в городе Сочи. Дальнейшая его судьба не известна. В нескольких публикациях этот период его жизни характеризуется всего двумя словами - "писал картины"...