Наконец добрался до "Оппенгеймера" - хотелось посмотреть главный хит сезона на большом экране - что ж, отличный фильм! Кто не знает, это трехчасовая лента Кристофера Нолана про Роберта Оппенгеймера, америкснского физика, создателя ядерной бомбы, который впоследствии сильно переживал по поводу ядерного оружия, за что его преследовала американская бюрократия. Но есть нюансы.
Начнем с моментов, где плюсы однозначны и мастерство Кристофера Нолана находится на высочайшем уровне. Во-первых, сценарий. Может быть, вообще лучшее, что написано за последние годы, абсолютная новая классика: Нолан изящно, но твердой рукой завязывает сюжетные узелки, которых поначалу так много, что кажется, запутаться в них рискует и сам зритель, и автор. А потом одним движением руки все они развязываются, и повествование предстает четким и логичным, при всей масштабности! Истинное чудо!
Во-вторых - Киллиан Мерфи в заглавной роли со сложной системой мимики и жестов, основанной, кажется на постоянной внутреней работе разума великого ученого. Говорят, некоторые режиссеры для изображения внутренней работы актеров заставляют их стихи (про себя) читать во время исполнения роли. Ну, в таком случае Мерфи их читал явно на санскрите (про санскрит в фильме тоже есть) . Природная выразительность его лица, помноженная на многолетний киноопыт, здесь получила мощную подпитку, опору от режиссера-интеллектуала. Впрочем, мне понравились и другие актеры, умело создающие фон главному герою - но не в статике, стоя и маша руками, а двигаясь как бы синхронно с ним, однако все же на заднем плане. Этакое движение атомов. Назову тут Мэтта Деймона, в роли генерала, окормлявшего атомный проект (единственно, уж сильно он напоминал мне нашего Гарика "Бульдога" Харламова , аж мешало) и Роберта Дауни-младшего в роли интригана Штраусса. Прекрасно визуальное решение фильма - и скучные тона лабораторий, и контрастные им невыносимо яркие тона картин атомных катастроф, преследующих Оппенгеймера в видениях.
А в чем нюансы-то? А вот в чем: следует учитывать, что этот фильм снят с сугубо американской точки зрения. Он полон патриотизма и гордости за страну, являясь мощным пропагандистским оружием. При его популярности и сборах во всем мире - особенно. Да и логика сюжета вот какова: слегка пострадав от бюрократов-консерваторов, преданный работник американского ВПК получает награду из рук самого Дж.Ф.Кеннеди, великого. Оппенгеймер оказался истинным патриотом и молодцом.
Как-то от Нолана ожидаешь более общечеловеческого взгляда, а не того, что, повторюсь, отчетливо относит его к когорте американских либералов. Ну, с другой стороны, чего мы хотели от американского киношника, пусть и очень талантливого? Тут хочется сказать банальность: надо ответить Голливуду нашим патриотическим кино. Но вот здесь точно есть нюанс: не то, чтобы патриотических фильмов в России было мало. Их много, есть неплохие. Однако как Нолан (и даже близко) снимать у нас никто не умеет. А это все же другой вопрос...
Мой рейтинг 8/10
Автор: Михаил Гундарин
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!