Здравствуйте.
Поговорим сегодня о домашних заданиях, а именно, об эмоциях родителей при их выполнении.
«У меня ребенок выполняет домашние задания сам. Я даже не знаю, что ему задают. Так развивается его самостоятельность, он понимает ответственность, что от этого зависит его будущее». Читаешь такое, а у самой глаз дергается, так как время уже девять вечера, а вы ещё не закончили делать уроки или только закончили, а уже пора готовиться ко сну. И так почти каждый день.
Конечно здорово, когда родители не знают проблем с выполнением домашних заданий. Но такое бывает не так часто. Кто-то выполняет домашние задания с ребенком достаточно быстро, кто-то делает их за ребенка, а кто-то сидит до самой глубокой ночи. Кто-то относится философски к тому, что ребенок не понимает, кто-то нанимает репетитора, если есть возможность, а кто-то начинает срываться и кричать на ребенка, школу, учителей. К сожалению, последнее создает сразу несколько проблем:
- нарушаются отношения с ребенком;
- ребенок начинает ненавидеть школу;
- школьник всеми силами старается избегать выполнение домашних заданий;
- ребенок начинает принижать учителя;
- количество неудовлетворительных оценок не снижается.
И это только проблемы ребенка. А существуют еще проблемы, которые возникают у родителя:
- он срывается на себя за то, что сорвался на ребенка (я плохой родитель, я не могу сдержаться);
- начинает испытывать злость на школу, учителей (заранее негативно относится к звонкам учителя, вызова в школу, критикует её при ребенке);
- сильно устает физически и эмоционально.
Получается целый спектр различных проблем. Давайте разберемся, что с этим можно сделать.
Родители должны понимать, что менять надо что-то в себе. Они не могут изменить ребенка, и психологи не могут тоже. Но возможно постепенное налаживание отношений. Чем лучше дети относятся к родителям, чем больше их уважают, тем сильнее к ним прислушиваются.
В начале надо понять, почему взрослые кричат. Есть несколько наиболее вероятных причин:
1) Родители устали. Не только от уроков, а также от работы, быта. Здесь могут добавляться конфликты с мужем/женой и другими родственниками, необходимость в одно лицо (второй супруг не участвует) решать все проблемы, которые возникают в семье (что приготовить, какую одежду купить, оплатить коммуналку, развести всех детей по секциям и др). И усталость проявляется криком: «Да неужели нельзя делать быстрее», «Что ты как черепаха», «Я тоже хочу отдохнуть, заканчивай быстрей».
Варианты решения: обычно предлагают чаще отдыхать. Но клиент говорит, что «много дел по дому, никто кроме меня не сделает», «я всё тащу одна, мне никто не помогает». Но это губительная позиция для семьи. По сути – это обесценивание домочадцев. Да и стоит ли ради этих дел, которые можно сократить, доводить себя до нервного истощения. Итак:
- ограничьте время выполнения уроков. Закончили, не закончили. Потратили час, два, три (более старшие классы) и хватит. Время отдыха;
- делегируйте свои полномочия другим членам семьи. Пусть они в начале будут делать не так хорошо, как Вы, а может и совсем по-другому, но это не значит, что хуже;
- устраивайте полноценные выходные или один выходной: без уборки, готовки, домашних заданий. И даже не обязательно каждый раз посвящать этот день детям или выездам куда-то;
- пересмотрите свой быт. Некоторые моют полы каждый день, пыль протирают через день, готовят каждый день. Обычной полноценной уборки хватает раз в неделю. На кухне ещё можно подмести пол два раза за неделю. А если кому-то не нравится еда, которая постояла один день, то он всегда можно приготовить сам. Или немного поголодать.
2) Родителей раздражает, что ребенок не понимает. «Ну тут же написано, что Маша дала два яблока Пете. Значит какое действие? Ведь это элементарно!». А ведь он действительно не понимает. Это словно если дать родителям текст на английском языке, который они изучали только в школе. И теперь они понимают оттуда только отдельные слова без общего смысла. Может ребенок устал, может пропустил темы и не понял. Может ему действительно сложно понять и требуется время или другое объяснение (разыграть сценку с этой задачей). В любом случае, раздражение родителя понятно (ведь задание объективно не сложное).
Варианты решения:
- чувствуете, что готовы кричать, ломать что-то, то пора заканчивать или делать перерыв;
- если есть возможность, наймите репетитора. Но не так, чтобы час делали только математику. А именно на объяснение домашних заданий. Думаю, что будет достаточно студентки последних курсов начальной школы (раза два в неделю). Если это уже более старшие классы, то тут уже именно по тому предмету, который вызывает наибольшие сложности и наибольшее раздражение;
- если есть возможность, подключайте родственников, меняйтесь. Сегодня один делает уроки, завтра другой. Если вдруг этот другой, делает за ребенка уроки, пусть учат стихи, устные предметы. Уже разгрузка;
- если нет возможности, то просто делайте по минимуму на тройку;
- также отдых на выходных, также ограничивайте время выполнения домашних заданий.
3) Родители сидят над домашними задания днями и ночами, чтобы им уже перестали названивать из школы по поводу неуспеваемости. Скорее всего уже есть трудности в обучении и классный руководитель об этом часто напоминает. Учителей я прекрасно понимаю: вечные проверки, отчеты по двойкам, бумаги по неудовлетворительным оценкам в триместрах или четвертях. Им тоже этого не хочется. Но и родителей мы понимаем, что они явно не испытывают радости от звонка из школы.
Варианты решения:
- определить причину, почему ребенок не успевает: возможно много пропустил и теперь не может нагнать программу, возможно статус ОВЗ, а может усталость и переутомление (если вдруг оценки стали резко снижаться), или проблемы с одноклассниками;
- делать минимум, на тройку. Пусть ребенок учит не целый параграф, а только самое основное. Не весь стих, но хотя бы половину, не все примеры, но хотя бы один столбик;
- если ребенок постарше, уже к четвертому классу и выше, то постарайтесь ему объяснить, что его перестанут дергать учителя и родители, если у него будут тройки;
- бывает, что с учителем отношения не складываются. И он придирается (к сожалению, такое бывает). Стоит пересмотреть возможность перехода в другой класс.
На некоторые перечисленные вещи очень сложно решиться. Ведь кажется, что весь мир рухнет. Но он не рухнет. Ваша семья намного самостоятельнее, чем Вы думаете. Лучше сделать несколько уроков наполовину, чем все это время просидеть над одним уроком. И стоят ли пятерки и четвертки того, чтобы все вечера тратить на домашние задания? Стоит ли родителям доводить себя и детей до нервного срыва? Каждый решает сам.