Найти тему

Переходная система обучения чтению от глобального к аналитико-синтетическому при алалии

Для тех, кто начинает учиться читать до 5 лет, я использую переходную систему обучения. Работать с буквами, слогами и карточками для глобального чтения мы начинаем с первых занятий, практически в доречевой период. Однако эти приемы не являются реальным обучением чтению. Буквы и слова с картинками скорее служат зрительной опорой несовершенному слуховому восприятию ребенка. Ему нужно задержать свое внимание, опираясь на свои сильные стороны, на зрительные образы окружающего мира. Для ребенка с речевой патологией демонстрация игрушек или картинок хорошо работает, но никак не приближает его к устранению слуховой агнозии (нарушение слухового восприятия).

А вот буквы являются тем самым "клеем", который помогает собрать воедино рассыпающиеся звуковые картинки. Прозвучала фонема (звук речи), в поле зрения ребенка показалась буква, вы сказали слово, на карточке появился соответствующий написанному предмет. Мозаика слухового и зрительного восприятия постепенно собирается в единый пазл под названием РЕЧЬ.

Большинство детей не осваивают чтение на 1-м этапе работы по вызыванию речи. Умение останавливать свой взгляд на буквах остаётся своеобразной базой для обучения чтению, но не дорастает до навыка чтения. Вырабатывается привычка "угадывать" некоторые слова, что сходно с глобальным чтением. Как только дети выходят на уровень устойчивой развернутой фразы, можно начинать учить их чтению на основе звуко-буквенного анализа. Если ребенку уже есть 5 лет, то можно использовать готовые печатные пособия по обучению чтению.

До 5 лет лучше применять для обучения чтению переходные приёмы

В 4 года ребенок не то чтобы не готов к чтению Азбуки, ему не очень хочется по книге учиться. В этом возрасте в книге хочется рассматривать картинки и слушать, как мама или папа читают интересные истории. Есть особо одаренные педагогически родители, у которых получается учить малышей читать по готовым азбукам. Для меня же привычнее использовать пособия с более крупным шрифтом. Подобных таблиц, как на фото, можно составить множество. Взяли любую понравившуюся картинку и превратили ее в пособие по чтению. Принципы, которые нужно учитывать, выбирая пособие для чтения:

  • простые и понятные слова;
  • крупные буквы, от 2 до 4 см;
  • возможность нескольких действий с пособием: собрать слова из букв, написать по обводке, просто прочитать.

Одного-двух подобных упражнений в день более чем достаточно. До идеала выполнение задания доводить не надо, это "проходные" обучающие таблицы. Прочитали и забыли. Завтра будут другие, иначе трудно удерживать интерес у маленького чтеца. Масса готовых лото для обучения чтению. Если там крупные буквы и понятные картинки, смело берите их в работу.

Написали слово "сок" по обводке. Составили предложение по образцу. Прочитали предложение вместе. Если ребенок захочет, пусть прочтет сам, без вашей помощи.
Написали слово "сок" по обводке. Составили предложение по образцу. Прочитали предложение вместе. Если ребенок захочет, пусть прочтет сам, без вашей помощи.

Термины до 5 лет употребляю по минимуму. В основном "буква" и "слово". Например, давай возьмём эти буквы и составим из них слово. Все предельно наглядно. Буквы лежат на столе (пластмассовые, магнитные или напечатанные на маленьких карточках), а слово обозначено картинкой или вообще уже написано и можно собрать его по образцу. Для улучшения техники чтения не обойтись без слоговых таблиц. Их мы тоже читаем, но само слово "слог" почти не звучит. Я его использую ситуативно, когда ребенку и так понятно, о чём идёт речь, т.к. перед ним лежат слоговые таблицы. На видео, где Вова (ему здесь 3 г. 10 мес.) начинает учиться читать слоги с парными твердыми и мягкими согласными. Я ни разу не произнесла слово "слог", в этом не было необходимости.

Умение произвести звуко-буквенный или слоговой анализ с составлением схем чрезвычайно полезно. Это прекрасная профилактика дисграфии. Но давать эти схемы ребенку с нарушением речи до 6 лет, значит подвергать его незрелую речевую систему неоправданной нагрузке.

Можно попытаться механически затвердить понятия о гласных-согласных, ударных-безударных, слогах-слияниях и прочих составляющих речевого анализа, но зачем!? Значительно проще научить ребенка 4-5 лет читать через составление слов из букв и печатание их в альбоме. А затем, после 6 лет, спокойно дать ему основы звуко-буквенного анализа. При сформированном навыке чтения это даётся ребёнку относительно легко.

Объяснять, что слог, это ритмическая единица речи, я буду после 5 лет. Тогда же мы начнем отстукивать количество слогов ладошкой или считать, сколько раз опустился подбородок при произнесении слова. После 6 лет познакомлю ребенка с тем, что слогообразующий звук - это гласный. Можно дать правило "Сколько в слове гласных, столько и слогов" и ввести слоговые схемы.

Не углубляюсь до 5-6 лет и в значение термина "предложение". С ребенком 4-х лет мы читаем предложения как некую группу слов, связанных общей темой. Само слово "предложение" звучит как часть инструкции, без конкретизации. Например, давай прочитаем предложение. Теорию о том, что есть главные слова в предложении, что они связаны по смыслу и грамматически объясняю после 6 лет.

Итак, переходные приёмы при обучении чтению до 5 лет, это любимые всеми детьми упражнения по составлению слов из букв по образцу без необходимости проводить звуко-буквенный анализ.

С 4-х до 5-ти лет наша задача дать ребенку умение сливать согласные и гласные в слог, научить воспринимать слово как лексическую единицу, несущую смысл. Если получится выйти на чтение коротких предложений, прекрасно! А уж переход к чтению коротких текстов будет отличным результатом для ребенка 5 лет.

Но не стоит переживать из-за того, что к 6-ти годам дальше чтения слов из 3-х букв ребенок не продвинулся. Во-первых, до 7 лет ещё можно успеть сильно подтянуться. Во-вторых, вполне вероятно, что все ваши усилия по обучению чтению до школы, могут сработать накопительно, и ребенок зачитает в 1 классе.

Всем успехов в развитии речи!