Для тех, кто начинает учиться читать до 5 лет, я использую переходную систему обучения. Работать с буквами, слогами и карточками для глобального чтения мы начинаем с первых занятий, практически в доречевой период. Однако эти приемы не являются реальным обучением чтению. Буквы и слова с картинками скорее служат зрительной опорой несовершенному слуховому восприятию ребенка. Ему нужно задержать свое внимание, опираясь на свои сильные стороны, на зрительные образы окружающего мира. Для ребенка с речевой патологией демонстрация игрушек или картинок хорошо работает, но никак не приближает его к устранению слуховой агнозии (нарушение слухового восприятия).
А вот буквы являются тем самым "клеем", который помогает собрать воедино рассыпающиеся звуковые картинки. Прозвучала фонема (звук речи), в поле зрения ребенка показалась буква, вы сказали слово, на карточке появился соответствующий написанному предмет. Мозаика слухового и зрительного восприятия постепенно собирается в единый пазл под названием РЕЧЬ.
Большинство детей не осваивают чтение на 1-м этапе работы по вызыванию речи. Умение останавливать свой взгляд на буквах остаётся своеобразной базой для обучения чтению, но не дорастает до навыка чтения. Вырабатывается привычка "угадывать" некоторые слова, что сходно с глобальным чтением. Как только дети выходят на уровень устойчивой развернутой фразы, можно начинать учить их чтению на основе звуко-буквенного анализа. Если ребенку уже есть 5 лет, то можно использовать готовые печатные пособия по обучению чтению.
До 5 лет лучше применять для обучения чтению переходные приёмы
В 4 года ребенок не то чтобы не готов к чтению Азбуки, ему не очень хочется по книге учиться. В этом возрасте в книге хочется рассматривать картинки и слушать, как мама или папа читают интересные истории. Есть особо одаренные педагогически родители, у которых получается учить малышей читать по готовым азбукам. Для меня же привычнее использовать пособия с более крупным шрифтом. Подобных таблиц, как на фото, можно составить множество. Взяли любую понравившуюся картинку и превратили ее в пособие по чтению. Принципы, которые нужно учитывать, выбирая пособие для чтения:
- простые и понятные слова;
- крупные буквы, от 2 до 4 см;
- возможность нескольких действий с пособием: собрать слова из букв, написать по обводке, просто прочитать.
Одного-двух подобных упражнений в день более чем достаточно. До идеала выполнение задания доводить не надо, это "проходные" обучающие таблицы. Прочитали и забыли. Завтра будут другие, иначе трудно удерживать интерес у маленького чтеца. Масса готовых лото для обучения чтению. Если там крупные буквы и понятные картинки, смело берите их в работу.
Термины до 5 лет употребляю по минимуму. В основном "буква" и "слово". Например, давай возьмём эти буквы и составим из них слово. Все предельно наглядно. Буквы лежат на столе (пластмассовые, магнитные или напечатанные на маленьких карточках), а слово обозначено картинкой или вообще уже написано и можно собрать его по образцу. Для улучшения техники чтения не обойтись без слоговых таблиц. Их мы тоже читаем, но само слово "слог" почти не звучит. Я его использую ситуативно, когда ребенку и так понятно, о чём идёт речь, т.к. перед ним лежат слоговые таблицы. На видео, где Вова (ему здесь 3 г. 10 мес.) начинает учиться читать слоги с парными твердыми и мягкими согласными. Я ни разу не произнесла слово "слог", в этом не было необходимости.
Умение произвести звуко-буквенный или слоговой анализ с составлением схем чрезвычайно полезно. Это прекрасная профилактика дисграфии. Но давать эти схемы ребенку с нарушением речи до 6 лет, значит подвергать его незрелую речевую систему неоправданной нагрузке.
Можно попытаться механически затвердить понятия о гласных-согласных, ударных-безударных, слогах-слияниях и прочих составляющих речевого анализа, но зачем!? Значительно проще научить ребенка 4-5 лет читать через составление слов из букв и печатание их в альбоме. А затем, после 6 лет, спокойно дать ему основы звуко-буквенного анализа. При сформированном навыке чтения это даётся ребёнку относительно легко.
Объяснять, что слог, это ритмическая единица речи, я буду после 5 лет. Тогда же мы начнем отстукивать количество слогов ладошкой или считать, сколько раз опустился подбородок при произнесении слова. После 6 лет познакомлю ребенка с тем, что слогообразующий звук - это гласный. Можно дать правило "Сколько в слове гласных, столько и слогов" и ввести слоговые схемы.
Не углубляюсь до 5-6 лет и в значение термина "предложение". С ребенком 4-х лет мы читаем предложения как некую группу слов, связанных общей темой. Само слово "предложение" звучит как часть инструкции, без конкретизации. Например, давай прочитаем предложение. Теорию о том, что есть главные слова в предложении, что они связаны по смыслу и грамматически объясняю после 6 лет.
Итак, переходные приёмы при обучении чтению до 5 лет, это любимые всеми детьми упражнения по составлению слов из букв по образцу без необходимости проводить звуко-буквенный анализ.
С 4-х до 5-ти лет наша задача дать ребенку умение сливать согласные и гласные в слог, научить воспринимать слово как лексическую единицу, несущую смысл. Если получится выйти на чтение коротких предложений, прекрасно! А уж переход к чтению коротких текстов будет отличным результатом для ребенка 5 лет.
Но не стоит переживать из-за того, что к 6-ти годам дальше чтения слов из 3-х букв ребенок не продвинулся. Во-первых, до 7 лет ещё можно успеть сильно подтянуться. Во-вторых, вполне вероятно, что все ваши усилия по обучению чтению до школы, могут сработать накопительно, и ребенок зачитает в 1 классе.
Всем успехов в развитии речи!