Найти тему
Мир комиксов и кино

Семь вещей о шраме Гарри, которые могли ускользнуть от внимания

Оглавление

Если бы существовал список самых известных травм, полученных вымышленными персонажами, Гарри Поттер и его шрам в виде молнии определённо был бы на вершине. Это не просто один из элементов внешности; это нечто, что сыграло ключевую роль в каждой из книг, не только приближая Гарри к победе над Тёмным лордом, но и в принципе связывая их.

Несмотря на то, что шрам Гарри был всегда на виду как для читателей, так и у зрителей, есть некоторые интересные вещи, которые могли ускользнуть от внимания. Предлагаю с ними познакомиться чуть ближе.

Приятного чтения!

Возможная причина выбора молнии

Учитывая, насколько скрупулезно и заботливо создавался волшебный мир, можно ожидать, что у всего должна быть глубокая причина для существования. Шрам Гарри не является исключением, хотя причина, по которой Роулинг изначально выбрала эту культовую форму молнии, кажется необычно одномерной.

В одном из интервью Джоан Роулинг спросили о шраме более конкретно, а также поинтересовались, почему именно молния.

Честно говоря, потому что это классная форма. Я не могла допустить, чтобы у моего героя был шрам в форме пончика.

Остаётся догадываться, действительно ли Джоан Роулинг взяла молнию просто так, уже после подгоняя под неё некоторые детали сюжета (да, так делают многие писатели), или же продумывала всё с самого начала.

Тем временем, где-то в параллельной вселенной существует Гарри, у которого на лбу вместо молнии красивый пончик.

Необычная проблема на съёмках

-2

Это удивительно, но во время работы над первым фильмом шрам Гарри стал небольшой проблемой и предметом бурных дискуссий.

Учитывая его важность и как с визуальной точки зрения, так и неотъемлемого сюжетного приема, было крайне важно воссоздать шрам идеально точно. Однако, создатели фильма столкнулись с проблемой: в книгах часто упоминался шрам, но вот его точное расположение на лбу никогда не раскрывалось. Например, вот отрывок из первой главы "Философского камня":

На лбу, чуть пониже хохолка иссиня-черных волос, был виден странный порез, похожий на молнию.

И...всё. Особой конкретики нет. Или первая глава "Тайной комнаты":

Черные как смоль волосы вечно взъерошены, на лбу тонкий шрам, похожий на разряд молнии.

Никаких намёков. В итоге создателям пришлось обратиться за советом непосредственно к Джоан Роулинг, и она ответила так:

Острый, как бритва, чуть смещённый от центра.

Судьба шрама долгое время была под вопросом

-3

Большинство согласится, что очень странно представить Гарри без его шрама, но если бы Роулинг придерживалась своей первоначальной концовки, лоб Гарри, возможно, остался бы совершенно пустым.

В другом интервью Роулинг спросили по поводу эпилога и последних строчек в целом. Писательница рассказала, что изначально она намеревалась оставить судьбу фирменной молнии Гарри в некотором неопределённом статусе:

Долгое время последняя строчка была чем-то вроде "только те, кого он любил, могли видеть шрам от молнии", и это была отсылка к тому факту, что когда они были на платформе, вокруг толпились люди, но Гарри был как бы в окружении своих близких, так что они были единственными, кто был действительно достаточно близко, чтобы увидеть шрам. И в этом также была какая-то двусмысленность, которая заставила бы читателя задуматься "а действительно ли шрам ещё на лбу?".

Дальше Роулинг объяснила, почему решила отказаться от такой концовки в пользу той, которая попала в финальную версию книги.

...я изменила её, потому что хотела большего...когда я обдумывала концовку, я хотела оставить более конкретный намёк на то, что Гарри пусть и победил, но шрам остался с ним, пусть это и был просто шрам. Я хотела показать, что всё, дело сделано.

В итоге последние строчки звучат так:

Шрам не болел уже девятнадцать лет. Все было хорошо.

Его форма напоминает древнюю руну

-4

Один из предметов, который студенты Хогвартса могут выбрать для изучения - и на который решила пойти Гермиона, - это древние руны.

На этом занятии учащиеся знакомятся с древними языками и письменностями, которые не использовались сотни лет. Как в фильмах, так и в книгах этому предмету уделяется не слишком много внимания, поэтому информация о типах рун весьма ограничена, есть хороший шанс, что этот урок может быть связан со шрамом Гарри от молнии.

В некоторых фильмах серии можно увидеть руны, относящиеся к алфавиту Старшего Футарка (в частности, на табличке Сириуса Блэка), и одна из рун, найденных в алфавите, называется Совило, форма которой подозрительно напоминает шрам в виде молнии. Совило означает "солнце" и обычно ассоциируется с победой или защитой. Это означает, что у Гарри, маяка надежды для всего волшебного сообщества, есть шрам на лбу, который отмечает его как свет всего волшебного мира.

Его нельзя удалить

-5

Во вселенной Гарри Поттера волшебники способны открывать двери легким взмахом палочки, за две секунды чинить очки и даже отращивать кости. Но шрам Гарри - это то, от чего мальчик никогда бы не смог избавиться.

Я уже упоминал, как Роулинг подумывала о том, чтобы закончить историю вопросом "а шрам всё ещё на лбу?", но эта концовка не сработала бы по одной простой причине - она противоречила бы словам Дамблдора в самой первой главе "Философского камня".

Этот шрам останется у него на всю жизнь.

Дамблдор также упомянул, что даже если бы он мог вылечить или удалить шрам, он бы этого не сделал. Шрам - это не просто обычный порез или рана: он был оставлен проклятием, которое должно было уничтожить Гарри. Это темная метка, которая не только на Гарри, это часть его самого. Когда Волдеморт напал на Гарри той ночью в Годриковой лощине, он заклеймил мальчика на всю оставшуюся жизнь.

Связь с Авадой Кедаврой

Итак, шрам - это прямой результат воздействия Авада Кедавры. Чуть выше я упомянул, что Роулинг как могла выбрать молнию "просто так", так и способом связи с древней руной, но есть ещё один интересный нюанс.

Движение палочкой, необходимой для наложения проклятья, в точности совпадает с формой, которую принял шрам Гарри.

-6

Неясно, является ли эта версия канонической, тем не менее, интересно думать, что Авада Кедавра в буквальном смысле наложила свой отпечаток на единственного человека, способного пережить его.

Это "выход" для души Волдеморта

-7

Книга установила правило, что шрам болит, когда Волдеморт находится рядом (или когда он испытывает сильные эмоции), но почему? Что вызывает эту боль?

Ответ довольно прост, но в то же время несколько жутковат. Частичка души Волдеморта, которая живёт внутри Гарри, не хочет в нём находиться. Она хочет быть ближе к главной душе и воссоединиться с ней. Каждый раз, когда Гарри чувствует присутствие Волдеморта (физическое или ментальное), частичка души пытается покинуть его тело, пытаясь использовать шрам как "выход", что в свою очередь вызывает сильную боль в этой точке.

Сама Роулинг так объяснила эту концепцию:

Ну, конечно, боль, которую Гарри чувствует всякий раз, когда Волдеморт особенно активен, - это частичка души, стремящаяся воссоединиться с душой хозяина. Боль причиняет не рубцовая ткань. Это делает частичка души, которая хочет вернуться тем же путём, каким и вошла.

Так что теперь каждый раз, когда вы будете перечитывать моменты, в которых у Гарри болит шрам, вы будете представлять кусочек души...который хочет вылезти из Гарри...через его шрам...

Звучит необычно.