Наши постоянные читатели пожаловались, что они уже запутались в многочисленных сериалах про "живые" альбомы на нашем канале. Для тех, кто потерялся в "трех соснах" напоминаю, что лучшие (по нашему мнению) концертные записи разделены на три цикла: "Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хеви-метал",
"Лучшие "живые" альбомы прога",
и прочие "Лучшие "живые" альбомы популярной музыки".
Чтобы путаницы было меньше, постараемся впредь не затягивать с обзорами по конкретному году в каждой из категорий. Исходя из сказанного, вашему вниманию предлагается второй выпуск лучших прог-роковых альбомов 1973 года.
Hawkwind "Space Ritual"
Пластинка "Space Ritual" (имеющая официальное название "The Space Ritual Alive in Liverpool and London") - двойной концертник 1973 года, записанный в конце года 1972-го британской рок-группой Hawkwind. Он добрался до 9 места британского чарта, а в 2005 году его включили в книгу "1001 альбом, который вы должны услышать прежде, чем умереть".
Концертный тур был организован в поддержку вышедшего в ноябре 1972 года студийного релиза коллектива "Doremi Fasol Latido". Вы всё правильно поняли. Именно "До-ре-ми Фа-соль Ля-си-до". Замысел альбома основывался на таком понятии как музыка сфер, в нем присутствовали космический корабль, космический ритуал, основанный на пифагорейской концепции звука, семь нот, семь космических тел, семь цветов радуги. Вообщем, как гласила надпись на оборотной стороне конверта: "Сага о До-ре-ми Фа-соль Ля-си-до - это сборник ритуальных космических песнопений, боевых гимнов и звездных хвалебных песен, используемых семейным кланом Ястребиного Ветра во время их эпического путешествия в легендарную страну Торасин." Так-то.
И нет ничего удивительного в том, что концерты Hawkwind, запечатленные на альбоме "Space Ritual", оказались очень яркими выступлениями, в которых психоделик-роковые номера из "Doremi Fasol Latido" и несколько новых треков перемежались электронными фрагментами, разговорными и поэтическими вставками, написанными штатным автором лирики группы, писателем и поэтом Робертом Калвертом (Robert Calvert) и фантастом Майклом Муркоком. Шоу проходили на фоне соответствующих декораций и в соответствующем световом и танцевальном сопровождении. По другому, учитывая коротко изложенный выше концепт, просто не могло быть.
А вот то, что захватывающую и гипнотическую атмосферу концертов удалось передать на аудио, вызывает изрядное уважение к занимавшемуся записью, а потом сведением звукоинженеру Вику Мейлу (или Мале?). Впрочем, не стоит преуменьшать и роль самой группы. Может музыканты Hawkwind и не были такими же виртуозами как их коллеги из других команд, а их песни не были столь же сложными, многочастными и многослойными как опусы, например, Yes или King Crimson, но гитара Дейва Брока (Dave Brock) своеобразна и узнаваема, бас Лемми Килмистера (Lemmy Kilmister) мощен и точен, а барабаны Саймона Кинга (Simon King) хотя и могут показаться несколько монотонными, но зато удивительно органично вписываются в общую картину и задачу воздействия на разум слушателя безукоризненно выполняют. Создаваемый синтезаторами Дела Деттмара (Del Dettmar) и звуковыми генераторами Дика Мика (Dik Mik) фон в виде электронных эффектов является необходимой и неотъемлемой частью музыкально-фантастического путешествия по иным пространствам и измерениям, флейта и причудливое кваканье саксофона Ника Тёрнера (Nik Turner) добавляют нотки разнообразия и импровизации в стену звука, а декламации Роберта Калверта позволяют слушателю немного перевести дух
И в заключение позволю себе процитировать обозревателя ресурса allmusic Уилсона Нита. Он так завершает свой обзор "Космического Ритуала": "Беспорядочная смесь прога, эйсид-рока, прото-металла, научной фантастики, фэнтези и джаза в альбоме идеально сочетается, что делает диск Hawkwind пророчески влиятельным".
Ютуб-канал Cherry Red Records
Amon Düül II "Live in London"
Создается такое впечатление, что в 1972-ом именно Лондон был центром мирового прогрессивного рока и Меккой для гастролирующих составов, исполнявших подобного рода музыку. Очевидно, что британцы Yes, Badger
и Hawkwind не могли обойти в своем гастрольном графике столицу Великобритании, но в декабре 72-го там же в Лондоне в клубе The Greyhound, находящемся в районе Кройдон, записали свою первую "живую" пластинку и немецкие краут-рокеры Amon Düül II. Выходцы из радикальной западногерманской арт-коммуны Amon Düül в Мюнхене (выходцами из неё же были и некоторые основатели печально известной леворадикальной террористической организации Rote Armee Fraktion) дебютировали в 1969-ом с диском "Phallus Dei". Забавное название, не правда ли? А их второй диск "Yeti" (1970) считается одним из краеугольных камней краут-рока
К 1972-му в их активе было ещё несколько высоко оцененных любителями прога релизов. Неудивительно, что в Лондоне немцев ждал теплый прием. И они не подкачали. Для сет-листа были выбраны преимущественно вещи, имеющие твердую роковую основу, а экспериментально-импровизационная часть творчества коллектива была представлена в меньшей степени. Чувствуется, что музыканты Amon Düül II выкладываются по полной, играют и поют "с чувством, с толком, с расстановкой"
Кстати, попробуете угадать, кто был звукоинженером записи "Live in London"? Ответившие, что Вик Мейл, обладают отличным музыкальным слухом получают плюс в карму за догадливость.
Ютуб-канал Leo Ber
MacKenzie Theory "Out Of The Blue"
А завершат сегодняшнюю проговую программу джаз-рокеры из Австралии. История коллектива, названного в честь своего основателя Роба МакКензи (Rob MacKenzie), берет свои истоки в начале 1970-х годов, когда успевший поиграть в нескольких командах и обзавестись собственной теорией о связи между музыкой и жизнью МакКензи встретил в Мельбурне получившую классическое музыкальное образование альтистку Клис Пирс (Cleis Pearce). Вскоре состав группы пополнился басистом Майком Лидабрандом (Mike Leadabrand) и барабанщиком Энди Маевски (Andy Majewski).
MacKenzie Theory приняли участие в позиционируемом как австралийский Вудсток фестивале Sunbury Music Festival в 1973-ем и даже попали на итоговую посвященную данному событию пластинку "The Great Australian Rock Festival Sunbury 1973". В том же году они записали свой дебютный лонгплей "Out Of The Blue" "живьем" в студии перед небольшой аудиторией.
Забавно, но второй и последний диск у MacKenzie Theory тоже получился концертным. Маккензи получил грант на обучение от Австралийского совета по искусству и решил отправиться учиться в Великобританию, прихватив с собой Пирс. На прощание группа уже с другой ритм-секцией и добавившимся пятым участником, игравшим на пианино, выступила в зале Dallas Brooks Hall в родном Мельбурне. Выступление было зафиксировано на пленку и вышло под названием "Bon Voyage - Счастливого Пути" в 1974 году.
На этом карьера MacKenzie Theory как единого ансамбля завершилась, хотя и МакКензи, и Пирс музыкой занимались и дальше, но уже не вместе. Жаль, начало было многообещающим. Интеллигентный умный фьюжн в духе Mahavishnu Orchestra или Жана-Люка Понти с интересным взаимодействием гитары и скрипки мог получить большую известность не только в пределах Зеленого континента
Ютуб-канал Farkle Berry
Автор заметки - БиС
Предыдущие заметки по теме:
Голосование:
Группа авторов, пишущих для дзен-канала "Рок на БиС", открыла ТГ-каналы о футболе и о политике. Заходите. Будем рады:
В телеграм-канале “Поэзия подката”представлено видение происходящих в мире футбола событий глазами болельщиков разных клубов (ЦСКА, “Спартака”, “Зенита” и ростовского СКА). Так что если среди любителей почитать о музыке есть и неравнодушные к самой популярной спортивной игре, то милости просим, подписывайтесь на наш канал.
Актуальные события мировой политики, аналитика и инсайды в телеграм-канале "Ушастый аналитик"
Наш медиа-партнер Радио "Выход":
Радио Выход приглашает: