Найти в Дзене
Рок на БиС

Лучшие "живые" альбомы. Прог-рок. 1973 год. Часть 2. Hawkwind, Amon Düül II, MacKenzie Theory

Наши постоянные читатели пожаловались, что они уже запутались в многочисленных сериалах про "живые" альбомы на нашем канале. Для тех, кто потерялся в "трех соснах" напоминаю, что лучшие (по нашему мнению) концертные записи разделены на три цикла: "Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хеви-метал",

Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хеви-метал | Рок на БиС | Дзен

"Лучшие "живые" альбомы прога",

Лучшие "живые" альбомы прога | Рок на БиС | Дзен

и прочие "Лучшие "живые" альбомы популярной музыки".

Лучшие "живые" альбомы | Рок на БиС | Дзен

Чтобы путаницы было меньше, постараемся впредь не затягивать с обзорами по конкретному году в каждой из категорий. Исходя из сказанного, вашему вниманию предлагается второй выпуск лучших прог-роковых альбомов 1973 года.

Обложки альбомов взяты на progarchives.com. Коллаж автора
Обложки альбомов взяты на progarchives.com. Коллаж автора

Hawkwind "Space Ritual"

Пластинка "Space Ritual" (имеющая официальное название "The Space Ritual Alive in Liverpool and London") - двойной концертник 1973 года, записанный в конце года 1972-го британской рок-группой Hawkwind. Он добрался до 9 места британского чарта, а в 2005 году его включили в книгу "1001 альбом, который вы должны услышать прежде, чем умереть".

Концертный тур был организован в поддержку вышедшего в ноябре 1972 года студийного релиза коллектива "Doremi Fasol Latido". Вы всё правильно поняли. Именно "До-ре-ми Фа-соль Ля-си-до". Замысел альбома основывался на таком понятии как музыка сфер, в нем присутствовали космический корабль, космический ритуал, основанный на пифагорейской концепции звука, семь нот, семь космических тел, семь цветов радуги. Вообщем, как гласила надпись на оборотной стороне конверта: "Сага о До-ре-ми Фа-соль Ля-си-до - это сборник ритуальных космических песнопений, боевых гимнов и звездных хвалебных песен, используемых семейным кланом Ястребиного Ветра во время их эпического путешествия в легендарную страну Торасин." Так-то.

И нет ничего удивительного в том, что концерты Hawkwind, запечатленные на альбоме "Space Ritual", оказались очень яркими выступлениями, в которых психоделик-роковые номера из "Doremi Fasol Latido" и несколько новых треков перемежались электронными фрагментами, разговорными и поэтическими вставками, написанными штатным автором лирики группы, писателем и поэтом Робертом Калвертом (Robert Calvert) и фантастом Майклом Муркоком. Шоу проходили на фоне соответствующих декораций и в соответствующем световом и танцевальном сопровождении. По другому, учитывая коротко изложенный выше концепт, просто не могло быть.

А вот то, что захватывающую и гипнотическую атмосферу концертов удалось передать на аудио, вызывает изрядное уважение к занимавшемуся записью, а потом сведением звукоинженеру Вику Мейлу (или Мале?). Впрочем, не стоит преуменьшать и роль самой группы. Может музыканты Hawkwind и не были такими же виртуозами как их коллеги из других команд, а их песни не были столь же сложными, многочастными и многослойными как опусы, например, Yes или King Crimson, но гитара Дейва Брока (Dave Brock) своеобразна и узнаваема, бас Лемми Килмистера (Lemmy Kilmister) мощен и точен, а барабаны Саймона Кинга (Simon King) хотя и могут показаться несколько монотонными, но зато удивительно органично вписываются в общую картину и задачу воздействия на разум слушателя безукоризненно выполняют. Создаваемый синтезаторами Дела Деттмара (Del Dettmar) и звуковыми генераторами Дика Мика (Dik Mik) фон в виде электронных эффектов является необходимой и неотъемлемой частью музыкально-фантастического путешествия по иным пространствам и измерениям, флейта и причудливое кваканье саксофона Ника Тёрнера (Nik Turner) добавляют нотки разнообразия и импровизации в стену звука, а декламации Роберта Калверта позволяют слушателю немного перевести дух

И в заключение позволю себе процитировать обозревателя ресурса allmusic Уилсона Нита. Он так завершает свой обзор "Космического Ритуала": "Беспорядочная смесь прога, эйсид-рока, прото-металла, научной фантастики, фэнтези и джаза в альбоме идеально сочетается, что делает диск Hawkwind пророчески влиятельным".

Ютуб-канал Cherry Red Records

Amon Düül II "Live in London"

Создается такое впечатление, что в 1972-ом именно Лондон был центром мирового прогрессивного рока и Меккой для гастролирующих составов, исполнявших подобного рода музыку. Очевидно, что британцы Yes, Badger

и Hawkwind не могли обойти в своем гастрольном графике столицу Великобритании, но в декабре 72-го там же в Лондоне в клубе The Greyhound, находящемся в районе Кройдон, записали свою первую "живую" пластинку и немецкие краут-рокеры Amon Düül II. Выходцы из радикальной западногерманской арт-коммуны Amon Düül в Мюнхене (выходцами из неё же были и некоторые основатели печально известной леворадикальной террористической организации Rote Armee Fraktion) дебютировали в 1969-ом с диском "Phallus Dei". Забавное название, не правда ли? А их второй диск "Yeti" (1970) считается одним из краеугольных камней краут-рока

К 1972-му в их активе было ещё несколько высоко оцененных любителями прога релизов. Неудивительно, что в Лондоне немцев ждал теплый прием. И они не подкачали. Для сет-листа были выбраны преимущественно вещи, имеющие твердую роковую основу, а экспериментально-импровизационная часть творчества коллектива была представлена в меньшей степени. Чувствуется, что музыканты Amon Düül II выкладываются по полной, играют и поют "с чувством, с толком, с расстановкой"

Кстати, попробуете угадать, кто был звукоинженером записи "Live in London"? Ответившие, что Вик Мейл, обладают отличным музыкальным слухом получают плюс в карму за догадливость.

Ютуб-канал Leo Ber

MacKenzie Theory "Out Of The Blue"

Out Of The Blue (1973) - Mackenzie Theory скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

А завершат сегодняшнюю проговую программу джаз-рокеры из Австралии. История коллектива, названного в честь своего основателя Роба МакКензи (Rob MacKenzie), берет свои истоки в начале 1970-х годов, когда успевший поиграть в нескольких командах и обзавестись собственной теорией о связи между музыкой и жизнью МакКензи встретил в Мельбурне получившую классическое музыкальное образование альтистку Клис Пирс (Cleis Pearce). Вскоре состав группы пополнился басистом Майком Лидабрандом (Mike Leadabrand) и барабанщиком Энди Маевски (Andy Majewski).

MacKenzie Theory приняли участие в позиционируемом как австралийский Вудсток фестивале Sunbury Music Festival в 1973-ем и даже попали на итоговую посвященную данному событию пластинку "The Great Australian Rock Festival Sunbury 1973". В том же году они записали свой дебютный лонгплей "Out Of The Blue" "живьем" в студии перед небольшой аудиторией.

Забавно, но второй и последний диск у MacKenzie Theory тоже получился концертным. Маккензи получил грант на обучение от Австралийского совета по искусству и решил отправиться учиться в Великобританию, прихватив с собой Пирс. На прощание группа уже с другой ритм-секцией и добавившимся пятым участником, игравшим на пианино, выступила в зале Dallas Brooks Hall в родном Мельбурне. Выступление было зафиксировано на пленку и вышло под названием "Bon Voyage - Счастливого Пути" в 1974 году.

Bon Voyage (1974) - Mackenzie Theory скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

На этом карьера MacKenzie Theory как единого ансамбля завершилась, хотя и МакКензи, и Пирс музыкой занимались и дальше, но уже не вместе. Жаль, начало было многообещающим. Интеллигентный умный фьюжн в духе Mahavishnu Orchestra или Жана-Люка Понти с интересным взаимодействием гитары и скрипки мог получить большую известность не только в пределах Зеленого континента

Ютуб-канал Farkle Berry

Автор заметки - БиС

Предыдущие заметки по теме:

Лучшие "живые" альбомы прога | Рок на БиС | Дзен

Голосование:

Группа авторов, пишущих для дзен-канала "Рок на БиС", открыла ТГ-каналы о футболе и о политике. Заходите. Будем рады:

В телеграм-канале “Поэзия подката”представлено видение происходящих в мире футбола событий глазами болельщиков разных клубов (ЦСКА, “Спартака”, “Зенита” и ростовского СКА). Так что если среди любителей почитать о музыке есть и неравнодушные к самой популярной спортивной игре, то милости просим, подписывайтесь на наш канал.

Поэзия подката

Актуальные события мировой политики, аналитика и инсайды в телеграм-канале "Ушастый аналитик"

Ушастый аналитик

Наш медиа-партнер Радио "Выход":

ВКонтакте | ВКонтакте

Радио Выход приглашает:

Афиша
Афиша