Возможно, одна из самых упрямых (и в то же время трудно исправимых) идей состоит в том, что в 1600 г. Мусаси должен был сражаться на стороне западных войск в знаменательной битве при Сэкигахаре. Что интересно, так это то, что ни один из многочисленных доступных источников не утверждает, что Мусаси (которому в то время было всего шестнадцать лет) сделал это. Так, в записях «Бусю дэнрайки», где подробно рассказывается о местонахождении Мусаси в это время, однозначно говорится, что в то время, когда в сердце главного острова Хонсю бушевала битва при Сэкигахара, юный Мусаси находился далеко на южном острове Кюсю, участвуя в осаде замка Томику по поручению его отца, который служил господину Курода Ёситака (1546-1604):
Отправившись в бой и осадив замок Томику, Бэнносукэ [Мусаси] взобрался на крепостную стену замка, оторвавшись примерно на двести метров от авангарда Куроды Тоситаки. Там яри (копьё), выпущенное из одной из бойниц замка, поразило его в поясницу. Взбешенный Бэнносукэ крикнул солдатам, выстроившимся внизу: «Они колют меня из этой бойницы для стрел. Я покажу вам, как от этого избавиться», - после чего он прислонил верхнюю часть голени к бойнице и стал ждать.
Хотя автор, Тандзи Хокин, утверждает, что Мусаси присоединился к своему отцу в Накацу и поступил на службу к брату Куроды Ёситаки, Тоситакэ, это оспаривается некоторыми историками. Нет никаких сомнений в том, что отец Мусаси, Мунисай, действительно жил в Накацу в это время, поскольку его имя упоминается в местных записях о клане Курода. Судя по тому, что говорит Хокин, похоже, что Мунисай покинул город-крепость Такамори и присоединился к своему господину Куроде Ёситаке в Накацу, где находилась штаб-квартира клана Курода.
Если только Мусаси вконец не рассорился со своим отцом (что противоречит записям в «Бусю дэнрайки», а также «Нумата каки»), маловероятно, что в юном шестнадцатилетнем возрасте Мусаси мог сражаться на стороне западных войск. Также нет никаких свидетельств, указывающих на то, под чьим руководством он мог это сделать. Если Мусаси действительно сражался в рядах западных союзников, то почему он полагался на гостеприимство Огасавары Тададзанэ (Акаси), Нагаоки Окинаги (Кокура) и Хосокавы Тадатоси (Кумамото), которые были верными сторонниками дома Токугава?
Лояльность Мусаси к восточной коалиции также поддерживают записи в «Коко дзацуроку», а также «Осака о-дзин-но отомо» и «Осака о-дзин о-ниндзу цукэобоэ», в которых четко указано, что во время осады замка Осака Мусаси служил в армии Мидзуно Кацунари (1564-1651), который был даймё (правитель, князь), перешедший на сторону Иэясу. В конце концов, очень маловероятно, что Мусаси сражался на стороне западных войск во время битвы при Сэкигахара и потом перешёл на сторону восточной армии при осаде замка Осака.
Если бы Мусаси действительно сражался на стороне западных войск, зачем ему надо было усыновлять Микиносукэ, третьего сына Накагава Симаносукэ, другого союзника Иэясу и служившего Кацунари в качестве муся бугё (военный главноуправляющий)? Кстати, биография Микиносукэ представлена не в «Коко дзацуроку», а в родословной записи, составленной в 1696 году и представленной управляющим вотчины Окуяма в провинции Бидзэн неким Миямото Кохэем, главой отряда асигару из клана Икэда и племянником Миямото Микиносукэ.
Причину, по которой это представление так укоренилось среди современных поклонников Мусаси, отчасти можно приписать японскому писателю Ёсикава Эйдзи (1892-1962), который в своем романе «Мусаси» предпочел, чтобы Мусаси сражался среди союзников Исиды Мицунари и испытал горький, но поучительный опыт поражения. Одной из причин, по которой Эйдзи сделал это, вполне могло быть желание усилить драматизм. В конце концов, то, что Мусаси сражался на стороне проигравших, давало непревзойденному романисту гораздо больше возможностей для развития персонажа, чем то, что он был среди победителей.
Несомненно, именно события в личной жизни Мусаси — непростые отношения с отцом, ритуальное самоубийство его первого приемного сына и смерть его незаконнорожденной дочери — действительно определили личностное развитие этого закаленного в боях воина, причём гораздо глубже, чем поражение в битве.
Источник: William de Lange. The Battle of Sekigahara
КНИГИ И ВИДЕО ПО БУДО И БУДЗЮЦУ
ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ ЯПОНИИ В ГРУППЕ ВК «БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»