Найти тему
Кир Регольт

Благословение.

Долго не мог подобрать это слово. Израиль с Палестиной помогли. Вспомнил про Авраама и его завет с Элохимом относительно местных народов. Но речь сейчас не о них, а о нас. О том, почему в России, да и во всем остальном мире, кроме Западной культуры, так мучительно невозможен этот проклятый переход от задуманного к его реализации, почему так мало предпринимателей, так мало смелых. Но обо всём по порядку.

Дороги Авраама (и Фарры) тянулись, как известно, из Ура Халдейского в Харран, оттуда, через Ханаан в Египет и обратно в Ханаан аморейский – область между двумя деспотиями, между Египтом и Вавилонией. Именно от власти и давления государства бежит Авраам. Бежит в край политической раздробленности и анархии, в место, куда не простирается власть фараонов с юга и царей с севера.

Казалось бы, зачем ему селиться в такой горной местности на краю пустыни, где нет плодородных пашен, но есть пастбища для его коз и овец? В обеих империях его принимали на службу, и он вполне мог бы построить себе карьеру, как бы сегодня мы это назвали. Но он выбирает свободу, не взирая на экономические трудности. Получив политическую самостоятельность, он находит свою нишу, создаёт свою семью, свое племя, а затем открывает им своего бога. Бог заключает с ним завет, согласно которому Авраам будет служить Элохиму, а тот взамен сделает его народом многочисленным как песок и звезды. То есть Авраам получил благословение.

Благословение? Во-первых, политическую самостоятельность - Авраам никому не платил налоги. Пришлось договариваться с соседями, арендовать колодцы и пастбища. А это уже, во-вторых - экономическая самостоятельность. В-третьих, культурная самостоятельность – своя собственная религия. Итак, народ Авраама стал мини государством со своей идеологией, которая давала вдохновение и утраивала силы для экономических побед. Круг замкнулся. Авраам выпустил нить, которая обернув его единомышленников, вернулась к нему. Создана мотивация, парусность. У народа появилось ощущение единства, в котором индивидуальность отрицает всеобщее в целях самореализации и в котором индивидуумы объединяются во всеобщий народ для борьбы с внешним врагом. Эта своеобразная хиджра позволила оградить единомышленников от влияния старых имперских культов, не вселяющих надежду на будущее и не заряжающих энергией. Самостоятельность, позволяющая контролировать события и влиять на них. Это придает уверенность в своих силах и в правоте поступков. В маленькой общине нет необъяснимых явлений, нет не понятых заповедей, скрытых смыслов, внезапных законов и неподвластных народу судей. Здесь всё наяву и всё как на ладони. Здесь всё понятно и ничего не страшно. На топливе очевидности работает справедливость, процветает доверие, движутся социальные лифты. Это и было благословение.

Напротив, народы империй тех лет сами не платили налоги, а значит, и не имели политической самостоятельности и были лишены возможности самоуправления. Их самосознание не замыкалось на себя, не имело нужной для дела рефлексии. Организмы, имеющие только направленное внешне сознание, без рефлексии самосознания внутрь себя, называются в философии животными организмами. То есть жители империй были винтиками, жертвующими своим «я» государству. Большим государствам не досуг до охраны частных инициатив. Бродель в 20 веке жаловался на огромные размеры Франции, помешавшие ей обогнать Англию и Голландию в гонке экономических достижений. Да, да, той самой Франции, площадь которой в 5 раз меньше площади Якутии. Но ведь не площадь же виновата, правда? Конечно же, он имел в виду какую-то область человеческого сознания, которая не запускает механизм рефлексии и не возвращает отпущенную мысль обратно в самосознание-себя и в отчет о своих поступках. Ту самую мысль, которая срывает тормоза у людей, улавливающих натяжение бытия и верящих в свои силы; мысль о самостоятельности, правоте и об ответственности перед собой и перед богом.

И вот в дальнейшем, последователи Авраама на европейском континенте три тысячи лет спустя додумались и приняли это же самое благословение вновь. Ими были те самые протестанты, которые решили, что божественная избранность является людям в виде вознаграждения за их труд. Они увидели благословение в форме успеха и богатства, даруемого всевышним тому, кто трудится и принимает решения самостоятельно, то бишь, работает на себя. И если Кальвин называл это «признанием», то суть дела от этого не меняется. Сам решил, сам не грешил, сам получил, сам заплатил, сам выбрал. Касательно нашей нитки самосознания – сам запустил и сам поймал. Крепко держи и запускай снова. Вот что такое благословение – вера в свои силы, осознание своей законченности и целостности, своего влияния. А тот, кто может видеть результаты своего труда, становится одержимым этой игрой «вложил-получил»! Он уже почувствовал запах успеха, и ему сорвало крышу, его уже не остановить.

Тем, кто не понимает взаимосвязи между своими действиями и результатом, не приходит в голову мысль о создании чего-либо. Такие народы делают то, что им говорят и всё. Вода мокрая, небо голубое, бог дал – бог и взял, а я ничего не могу. Это потому, что они не получили благословение от бога и не почувствовали его.

В следующем посте напишу, как это работает в России. Так уж получается, что не по нашей вине, но Россия становится маленькой страной. Ибо население Индии и Китая растёт как на дрожжах, а бескрайние просторы сегодня нивелируются цифровыми коммуникациями. И вот, мы получаем небольшую, с населением 145 миллионов, страну, имеющую все преимущества для благословения.

Конец.