Автомобильная тема - одна из наиболее близких мне. Хотя сейчас я и сбавил свою активность на этом поприще. Сегодня, в "День дорожного строителя", думаю, самое время посветить репортаж из серии "Что нового в стране, где ничего нет" данной теме. Заодно расставив точки над i в таких темах, как автомобильная промышленность, автомобильный рынок и дорожное строительство. Хотя всё это про дорожное движение, но совершенно о разном.
Движение по Крымскому мосту было полностью восстановлено и открыто вчера. Аккурат в канун профессионального праздника дорожников и за 18 дней до запланированного срока сдачи. Оставлю за скобками всю военно-политическую подоплёку этого события. Дорожники не имеют к этому отношения и делают свою работу должным образом.
Перечислять все возводимые в рамках различных проектов дорожного строительства объекты было бы слишком. Зато не лишним будет сказать, что в стране наблюдается настоящий "бум дорожного строительства". И это касается не только каких-то центральных магистралей. Вроде, трассы М-12. Но и в целом развивающейся дорожной сети. В регионах связанных с новыми логистическими коридорами или иного развития территорий в рамках ОЭЗ, портовой инфраструктуры или промышленных предприятий, городской среды и туристических кластеров.
Результат этой работы сам по себе способствует развитию территории и движению товаров. Работая словно кровеносная система организма. Но и сам процесс строительства - это важная часть экономики, вовлекающая в него огромное количество смежных предприятий.
"В прошлом году мы поставили рекорд – уложили 176 млн кв. метров асфальта. В этом году темпы не сбавляем. За 9 месяцев построили и реконструировали порядка 644 км федеральных и региональных трасс. Планируется выйти на новый рекорд и уложить за год не менее 180 млн кв. метров дорог!", - Марат Хуснуллин.
С дорогами всё достаточно очевидно. Магистрали, мосты, развязки, хорды, обходы... редкая неделя обходится без новостей на эту тему. Но, что на счёт автомобильного рынка России? И автомобильной промышленности в нашей стране? Начнём со второй.
Автомобильная промышленность как отрасль экономики - это много больше, чем "удовлетворение спроса потребителя". Скорее даже не столько про спрос. Хотя именно он в значительной степени определяет развитие отрасли. Такой вот парадокс!
Если говорить в целом, то ситуацию можно охарактеризовать в духе статуса в ВК: Всё сложно. Точнее, не просто.
Если "Москвич" под аккомпанемент хейтеров неспешно катит к своим целям. На днях стала известна цена на вторую модель реинкарнированный марки. Москвич 6 будут отдавать в обмен на 2, 6-2, 8 млн. в зависимости от комплектации. Впрочем, цифры ещё не официальные и могут быть скорректированы.
Хотя более значимой я считаю новость о том, что на предприятии приступили к сварке кузовов. Для реализации проекта на конвейере "Москвича" смонтировали новую роботизированную систему сварочного оборудования, изготовленную специально для предприятия. На данный момент запущена тестовая сварка кузовов, также ведётся настройка оборудования.
Таким образом, Москвич постепенно не только "углубляет" локализацию производства, но и приобретает необходимые для производства уже собственных моделей компетенции, технологии и оборудование. Из этого совершенно не следует, что так оно и будет. Но процесс идёт.
Главный российский производитель автомобилей АвтоВАЗ пока изрядно буксует. До конца не ясна судьба поставленного на питерский конвейер кроссовера. Официально обещают появление на рынке на днях или раньше. Но пока его нет. А в коридорах шепчутся на тему каких-то разногласий с "материнской компанией".
Производитель заявляет о выходе на максимальную мощность производства. Несмотря на возросшее санкционное давление, в третьем квартале 2023 года на АВТОВАЗе было выпущено свыше 118 000 машин, что в 1,7 раза выше объемов производства во втором квартале.
С сентября текущего года все три производственные линии в Тольятти - LADA Vesta, LADA Granta, LADA Niva (NivaLegend и #ivaTravel), переведены на максимальный темп работы. По сравнению с августом, выпуск автомобилей в сентябре увеличился на 17% (с 39891 шт. до 46909 шт.).
В 2024 году обещают появление Vesta NG с 6-ступенчатой коробкой... но опять только "механика". Про автомат молчат, как и о появлении каких-то новых соответствующих духу времени моделей.
Три марки идут на экспорт.
В Саудовской Аравии планируется продавать модели марок Aurus, ГАЗ и КАМАЗ. Возможность начала поставок и открытия дилерских центров российских автомобилей премиум-класса, коммерческих машин и магистральных тягачей обсуждается в рамках межправкомиссии между арабской страной и Россией.
Сегодня с конвейера завода Aurus в Елабуге сходят седаны Senat и кроссоверы Komendant. Не смотря на высокую для российского рынка стоимость они вполне могут "зайти" на рынке Эр-Рияда, где любят "дорого-богато".
Что касается ГАЗа и КАМАЗа, то в ближневосточную страну планируется наладить поставки ГАЗели Next и КАМАЗа-54901. В обоих случаях речь идёт не только о продаже, но и развитии дилерской сети.
Справедливо отметить вклад Минниханова в этот процесс.
Автомобильная промышленность - важный сектор экономики. Способная генерировать большие деньги, вовлекая тысячи специалистов в процесс производства и на смежных этапах производства. Что, безусловно, очень важно для страны. Кроме того, автомобильная промышленность - это и в некотором роде визитная карточка страны. Мягкая сила, способная влиять на развитие политических и социальных отношений.
Но развитие автомобильной промышленности зависит от объёмов спроса, который у нас в стране сильно ограничен. Что в значительной степени тормозит многие процессы. Хочется верить, что в будущем индустрия сможет преодолеть этот "горб сопротивления". Но пока как есть.
Единственное, что стоит отметить, так это намеренную или несознательную ошибку в оценках. Когда состояние автомобильной отрасли считают "зеркалом" автомобильного рынка в целом и, как следствие, состояния экономики. Автомобильная промышленность и автомобильный рынок, хотя и близкие, но всё же разные сектора экономики.
Экспансия Китая!
Спустя 20 месяцев после начала "исхода" западных автомобильных компаний с российского рынка, особенно смешно вспомнить возгласы хейтеров, кто утверждал, что рынок ждёт полное забвение, а "китайцы никому не нужны за эти деньги".
Российский автомобильный рынок круто изменился за это время. Сильно просев в 2022, постепенно отыгрывая позиции в 2023. Пока далеко до "сытых начала 10-х". Но уже кое-что.
За первые полгода официально около 428 000 проданных новых авто. Посмотрим, что будет по итогам года и получится ли вернуться в миллион. Шансы есть, но препятствует этому общая геополитическая обстановка и волатильность курса рубля. Что отражается на стоимости автомобилей и сбивает с толку покупателя.
Изменился и рейтинг. По маркам только Kia попал в ТОП10 из "традиционных". Да и то лишь замыкая десятку. В первой пятёрке по возрастающей ГАЗ, Geely, Haval, Chery. Lada, как и всегда в лидерах. По моделям: Geely Coolray, Haval Julion, Chery Tiggo 7, Lada Niva, Lada Granta - самая продаваемая машина на российском рынке в этом году. Из не китайцев среди 25 самых продаваемых только Kia на 22.
Китайцы практически все круто прибавляют. Некоторые в разы, Great Wall более чем в 1000%+. Немцы, японцы, корейцы - падение в районе 90%. Что-то компенсирует серый импорт. Некоторые новинки "традиционных марок" встречаются на дорогах.
Редкая неделя обходится без сообщений о появлении новых китайских марок на рынке. Речь в том числе и о локализации производства. Пока в лидерах Калининградский Автотор, но есть проекты и на "большой земле".
Среди наиболее активных дочки уже закрепившихся здесь Chery (Omoda и Jaecoo), GW привёз в конце 2022 на рынок Tank и эта марка уже показала хорошие результаты. Забрав часть аудитории Toyota и поклонников других крупных внедорожников. Не смотря и на достаточно высокую стоимость.
Но есть и совсем новые марки. В том числе и позиционирующие себя в более дорогом сегменте.
Как Hongqi и Li. Судя по тому, что они уже достаточно часто встречаются на дорогах Москвы и Петербурга, по крайней мере в столицах им удаётся забирать часть тех, кто прежде был ориентирован на премиальных немцев и британцев.
В абсолютных цифрах всё это пока не слишком впечатляюще. И полагаю, пройдёт не один год прежде чем ситуация на рынке придёт в норму и сможет вернуться к прежним значениям в 1,5-1,6 млн. автомобилей в год. Впрочем, для того, чтобы российская автомобильная промышленность получила возможность качественно развиваться этого, конечно, недостаточно и стремиться нужно к более значимым цифрам. Но, боюсь, до окончания конфликта говорить об этом слишком самонадеянно.
Можно спорить, что более важно для экономики страны, но для потребителя достаточно всего лишь двух факторов. Достаточных для содержания и покупки автомобиля финансовых возможностей. И наличие отвечающего пожеланиям и требованиям конкретного автомобиля. В остальном - всё компромисс.
Рубрика DM-Авто будет посвящена не только новостям индустрии, но обзорам и тест-драйвам некоторых моделей авто. А, возможно, и не только автомобилей, но и другой техники с которой я соприкасаюсь в реальной жизни.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Впервые здесь? Подписывайтесь!
Дмитрий Матвеев || DM_812 - A posteriōri
Новости, комментарии к событиям "Новости DM_812".
В ВК vk.com/dm_812