Эта статья будет особенно интересна для теноров, а также тем, кто преподает вокал и тем, кто интересуется итальянской школой пения.
Рассказы и комментарии о маэстро Мелокки и его методе преумножались на протяжении многих лет.
Тенора стремились стать новыми Дель Монако и идея техники affondo стала частью известного технического жаргона в кругах преподавания вокального искусства.
Тенора у Мелокки все были похожи на Монако по тембру, диапазону и стилю. А это значит, что Мелокки действительно учил реальному методу пения.
Мелокки стал легендой – великим мастером, обладающий секретом обучения драматического тенора, изобретателем нового способа пения, который придавал голосу певца необыкновенную силу звука. Подобно тому, как Марио Дель Монако и Франко Корелли заняли свое место в пантеоне оперных идолов, Мелокки также стал важной исторической фигурой.
Артуро Мелокки построил свой метод на идеях традиционной итальянской школы за исключением нескольких, хотя значительных отступлений от её принципов.
Мелокки часто говорил своим студентам о том, что он тренирует и развивает их голос, но как петь – их собственный выбор.
Основные идеи его школы пения:
1. La Posizione Dello sbadiglio (позиция зевка): глотка должна быть открытой и расслабленной (morbido, что означает «гибкой» или «ненапряженной»). Это дает возможность развить объем и силу голоса. Понижение гортани является результатом дыхательной поддержки.
Согласно Мелокки, дыхание не должно блокироваться мышцами в гортани. Звук возникает в области гортани и там опирается на колонну дыхания под голосовыми складками, что позволяет производить интенсивный резонанс без особых усилий.
Эта идея не противоречит традиции итальянской школы пения и не является новаторской.
2. Ощущение открытой глотки (Gola aperta) позволяет «вытащить голос наружу» (tirare la voce fuori). Мелокки призывал своих учеников найти ширину в нижней части глотки пением итальянской «U», а затем, не открывая рта и губ, получить звук «О» расширением глотки. Эта идея также не является «откровением».
Энрико Карузо в книге «Искусство пения» говорил вещи, которые во многом сходны с идеями Мелокки:
«Чтобы иметь точную и чистую атаку необходимо сознательно пытаться открыть горло не только спереди, но сзади, для горла это дверь, через которую должен пройти голос, и если она недостаточно открыта, бесполезно пытаться получить полный, округлый звук»
3. Не «размещайте» голос в «маске». Данная идея должна трактоваться следующим образом: вибрационные ощущения возникают в результате правильной работы голосового аппарата и являются следствием этого. Поиски «маски» достаточно часто приводят к носовому звучанию, которое искажает и портит тембр певца.
А вот это явно в разрез.
4. Мелокки говорил о необходимости «грудного» звучания для большей мощности голоса (придание тенору более насыщенной баритональной окраски звука).
У певца, говорил Дель Монако, прежде всего, должна ”звучать“ грудь, именно она дает широкую и глубокую опору. Звук же становится объемным и до предела насыщенным обертонами потому, что резонирует буквально во всем теле, от головы до пят.
Вот это поворот! Тенор и грудное звучание? У итальянской школы головное звучание всегда было приоритетом.
Выдающийся певец и вокальный теоретик Джакомо Лаури-Вольпи писал об опасности злоупотребления «грудным» звуком:
Чтобы петь, как Карузо, надо отказаться от “Лючии ди Ламмермур”, “Фаворитки”, “Пуритан”, “Сомнамбулы”, “Трубадура”, от всего чисто тенорового репертуара и петь веристские оперы, страстные, изнашивающие сердце, голос и здоровье. Тенор должен быть тенором...
5. Мелокки предлагал певцам запомнить ощущение сужения гласной «У» при сохранении широкой глотки. Гласная «У» должна быть спета «чистой», без добавления «О» или «А».
Идеи Мелокки привели к концепции affondo, о которой много говорят в итальянских певческих кругах сегодня. Affondare означает «тонуть» или углубляться. Эта идея заключается в том, что по мере подъема по диапазону голос ощущается глубоко в горле.
Если в традиционной технике певец будет чувствовать большее усиление головного резонанса, певцы школы Мелокки продолжают ощущать голос между мягким небом и гортанью.
В ЭТОМ ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ ЕГО МЕТОДА.
Артуро Мелокки – один из немногих маэстро, ученики которого действительно несут в себе манеру преподавания своего учителя.
Пожалуй, это лучший показатель эффективности его метода обучения. Несмотря на мнение недоброжелателей о нем как о «разрушителе гортаней», он на практике подтвердил состоятельность своей школы.
Большинство из лучших драматических теноров второй половины XX века являются последователями этой школы.
Глотка открыта, гортань опущена.
Его метод был основан на открытии глотки. Например, когда вы зеваете, глотка открыта. При пении глотка способна сохранять это положение – оставаться открытой.
Мелокки учил Марио дель Монако в течение нескольких лет. Его пение многие принимали за образец, тщательно копируя. Он пел с гортанью, опущенной так низко, насколько это было возможно.
Франко Корелли соединил традиционную школу и метод Мелокки.
В начале своей карьеры Корелли ощущал проблемы в верхнем регистре своего голоса. Его звучание было очень «темным», практически баритональным.
Он чувствовал, что такая манера не подходит для исполнения высоких по тесситуре партий.
Певческая техника Корелли часто рассматривается как «Мелокки-техника», однако это верно лишь отчасти.
Корелли понял, как голос попадает в «маску» и как эти ощущения могут помочь в исполнении им более высоких по тесситуре спинтовых (Spinto) ролей, таких как Манрико, Полиевкта, Калафа, и т. д. Будучи уже известным певцом, Корелли продолжал совершенствовать свое мастерство. В течение восьми лет, начиная с 1962 года, он приезжал к Джакомо Лаури-Вольпи, чтобы обучаться традиционной итальянской технике пения.
В пении Франко Корелли тенора нашли новый стандарт вокального искусства. Певец сочетал в себе увеличение мощности звучания по методу Мелокки и лучшие качества «старой» школы, которой он обучался у Лаури-Вольпи.
Вывод.
Школа Артуро Мелокки, конечно, возникла не просто так.
Пришла эпоха более мощного звучания голоса в связи с увеличением состава и мощности звучания оркестров, а также с появлением веризма. Фактически этот метод дает возможность выявить полные возможности голосового аппарата. Необходимо учитывать, что исполнитель, поющий подобным образом, должен придерживаться строго определенного репертуара.
В статье использовались цитаты из материалов АРТУРО МЕЛОККИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.