Всем привет. Очередной обзор из прошлогоднего архива.
На этот раз, на ТО прибыла любопытная модель отечественного велосипеда FORMAT 1413 (2015г), которую мы сегодня и разберем.
Но прежде всего, мне хотелось бы сказать о самом бренде. Год основания марки – 2002 год, город Пермь. Она является дочерней компанией Форвард, и позиционируется как производитель велосипедов среднего и более высокого классов. Фактически, сейчас на Российском рынке у Формата нет особых конкурентов, а цены на некоторые модели давно сравнялись с западными аналогами, что в целом не может не радовать.
Однако само производство велосипедов, полноценным назвать нельзя, так как рамы хоть и проектируются в инженерной группе формата, тем не менее производятся в Китае, включая покраску и нанесение декалей. Также некоторые из владельцев данной марки должны помнить что в одно время, рамы часто трескались в районе рулевого стакана и подседельного узла. С чем именно это было связанно неизвестно, но скорей всего имел место быть частый брак на производстве. Я прекрасно помню то время, когда формат стремительно зашел на рынок, а цены на некоторые модели превышали стоимость марки CUBE что ставило некоторых продавцов в тупик. Мне кажется такая политика компании была слегка самонадеянной.
В целом, хотелось бы отметить очень неплохую комплектацию велосипедов, и хороший настрой на будущее. Правда если зайти на официальный сайт компании, то можно немного потеряться. Он выполнен в целом довольно топорно, а информация об истории компании ограничивается только пафосным роликом, из которого не особо понятно, где тут собственно история? Да, у бренда есть своя команда спортсменов и тестировщиков. Однако все перечисленные на сайте технологии, применяемые в производстве рам, уже давно используются другими производителями, и не идти в ногу со временем это заранее обрести себя на низкие продажи.
И тем не менее. Через мои руки прошло немало этих велосипедов, чтобы в целом оценить их как надежные и довольно качественные. Правда были и довольно неудачные. Есть один обзор, где мне просто пришлось развести руками, настолько нелепой получилась модель и совершенно не стоящей своих денег, что я уже подумал будто бренду наступает предсказуемый конец. Но к счастью, этого не случилось. Кстати в модельном ряде FORMAT присутствуют рамы со сквозными осями дропаутов, что не может не радовать. Отдельные рамы даже продают, но ценники у них порой достигают 25-30 тысяч.
Ну а мы вернемся к нашей модели 2015 года.
Рама – типичный хардтейл, с прямым рулевым стаканом и с открытой проводкой рубашек и тросиков, а также открытыми участками тросиков. Недавно видел статью о сборке нового вела на базе старой рамы, где автор срезал часть опор для тросиков, в пользу сплошной оплетки. Так нашлось немало умников, всерьёз утверждающих что без этих опор, ни о какой нормальной настройки трансмиссии речи быть не может. При этом у таких умников, напрочь отсутствовал такой аргумент как современные рамы, где внутренняя проводка оплеток, подразумевает только две опоры – манетку и переключатель. Но я не удивлен таким нападкам, так как большинство таких комментаторов, увы, теоретики, которые даже не умеют элементарно настраивать велосипед. Цвет покраски приятный, но при этом вполне узнаваемый.
В навесном используется классическая трансмиссия от Шимано 3х8 с манетками SL-M310 и задним переключателем серии ACERA отличающимся довольно высокой живучестью. Система тоже от Шимано, правда неразборная. Но зато она в разы надежнее дешевых стальных аналогов. За торможение отвечает проверенная временем и почти неубиваемая дисковая механника Shimano BR-M375, на смену которой, сейчас стали выпускать серию TX805 с увеличенным зазором колодок. При этом тормозные ручки тоже от Шимано, что в наше время уже считается роскошью. Посмотрите на их цену и сравните с аналогичными ручками на Али, сразу поймете. А вот с роторами почему-то все обычно. Странно что не поставили Шимано.
Но Формат не был бы форматом, если бы не использовал хорошие комплектующие и в остальном. Ведь дьявол как известно кроется в мелочах, и вот по этим самым мелочам можно определить отношение производителя к своему продукту. Например наличие 2-х болтового зажима на подседельном штыре, нормального вынос и широкого руля. Кроме того, тут стоит вполне ремонтопригодная вилка от Сантур, вместо популярных сейчас вилок с вареной горилой и т.д.
Итак, начинаем работу с колес. Большинство Форматов, комплектуют свои вилсеты ободами WEINMAN, которые, как и ALEX RIMS по праву заслужили звание надежных. Восьмерки выправились довольно быстро, и в целом обод не вело как это бывает с дешевыми моделями. Что же до «форматовских» (опять таки, нанесение надписи бренда на втулку, не делает её «форматовской») втулок, то втулки вполне обычные. За год катания смазка не особо изменила свои свойства. Единственное что мне не понравились хлипкие пыльники. Стоило снять, один как он тут же погнулся. Пришлось заменить его на более надежный от QUANDO. Зато конуса фрезерованные и очень похожи на продукт Шимано. Так что втулки будут жить довольно долго.
Теперь заглядываем в вилку. В целом все чисто, но внутри оказалась вода. Чистим от прежней смазки, наносим новую. Рулевая самая обычная, и здесь производителя явно сэкономил. То есть на фоне очевидных плюсов, такая рулевая смотрится так себе.
Также я почистил тормозные колодки, так как грязи на них было прилично. Затем финальная настройка и велосипед готов.
В целом резюме такое – вел весьма достойный, и подойдет не только обычному пользователю, но и вело-курьеру. Постоянные нагрузки он выдержит отлично. Что-то менять в этом велосипеде нет особого смысла, если конечно требования не возрастут. Ну а если возрастут, то первое чтобы я сделал это замена системы на сквозную, типа hollowtech.
На этому у меня все, всего хорошего.
Влад
YASTREB CASTOM
Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdXJLw
или его дубль на Дзене - https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ - https://rutube.ru/channel/25532775/
#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#youtubeyastrebcastom
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom
#format1413
#format