Дедовщина, увы, старый спутник русской армии. Даже из летописей известно, что еще в средние века на Руси старшие дружинники заставляли своих младших сослуживцев (гридей, отроков) до блеска начищать свои кольчуги и оружия. Применяя в случае отказа рукоприкладство.
В советской армии дедовщина известна как минимум с 1919-го года, когда был официально был зафиксирован первый ее случай: трое бывалых красноармейцев до смерти забили новобранца, отказавшегося выполнять за них обязательные ежедневные наряды.
Дедовщина отмечалась в советской армии, что называется, на всех уровнях. В том числе, даже в суперэлитном Кремлевском полку, куда отбирались лучшие из лучших парней, что на гражданке не должны были ни единого сомнительного пятнышка в своей биографии иметь.
Многое тут разумеется, зависело от отцов-командиров того или иного подразделения. От кого, как поставлена была ими служба в части. Если командиры - разгильдяи, то и дедовщина зацветет махровым цветом.
Но все же - где и почему в советской армии царила самая страшная дедовщина?
Таковыми обычно называли строительные батальоны (стройбаты), железнодорожные войска, конвойные войска МВД СССР. Сейчас ниже объясняю почему.
Дело в том, что когда в Советском Союзе начинался призыв, то сперва по весне набирались бойцы в наиболее лучшие и элитные части. А вот завершался призыв в июле - набором пополнения как раз в стройбаты, жд войска и в конвоиры.
Обычно сюда попадали хулиганы, парни с судимостями, практически не владевшие русским языком ребята из национальных кишлаков да аулов, малограмотные уроженцы глухих мест, разного рода недовольные жизнью "косари". Все, ясное дело, юноши с низким уровнем образования - не более девяти классов. Разбавлялся весь этот компот очкариками-ботаниками, которых более нигде видеть в армии не желали.
В общем, как говорилось в одном популярном анекдоте - самые страшные войска в СССР это стройбат, такие звери, что даже оружия им не выдают. :)
Служба в этих войсках шла зачастую далеко от цивилизации и старшего командования, в узких замкнутых мужских коллективах. При том в тяжелейших условиях. Как например, на небольших железнодорожных станциях при строительства БАМа в 1980-е. Что, ясное дело, при таком специфичном контингенте частенько располагало к весьма суровым неуставным отношениям.
Не случайно, самое страшное ЧП, связанное с дедовщиной, произошло 23 февраля 1987-го года именно в конвойных войсках. Когда литовский срочник Артурас Сакалаускас прямо в вагоне просто расстрелял нещадно мучивших его семерых своих сослуживцев и проводника.
Впрочем, повторюсь, все всегда было очень индивидуально в каждой части. И огульно всех стройбатовцев под одну гребенку точно мести не следует.