Найти в Дзене
В ответе за них

Судьба по наследству

Оглавление

Глава 96.

Утро разбудило Альку оглушительным гомоном птиц, гортанными голосами и шарканьем метлы за окном без стекол. Это кубинские дворничихи подметали дворы и переговаривались между собой. У Алии было ощущение, что она спала прямо на улице, такая слышимость была. Дома стояли совсем рядом друг с другом. Сашенька уже проснулся и требовал горшок. Альку, как ветром, сдуло с кровати. Высадила сынишку на горшок, путешествовавший с ними через всю Атлантику, и отправилась на кухню готовить завтрак. Молоко и рис дала соседка Рита. Потом Алия узнала, что молоко поставлялось в городок каждый день, полную бутылку выдавали в обмен на пустую. Если пустой не было, молока тебе не дадут. Хорошо, что пустая бутылка осталась от прежних жильцов. Паша после завтрака отправился в часть оформляться, а Алька собрала Сашеньку и пошла осматривать окрестности. Городок был небольшой, построенный специально для "советико", так называли кубинцы наших специалистов. По периметру он был огражден колючей проволокой для предотвращения случаев воровства. Простодушные местные жители из-за бедности иногда покушались на вывешенное на просушку белье. Одежда на Кубе была в жутком дефиците, все по карточкам. Мужчине на год полагалось 4 пары х/б носков, рвущихся на третий день ношения. Рассказывали, что "советико" дарили кубинцам стиранные синтетические носки, и это считалось шикарным подарком.

В городке между домами-касами росли деревья, пальмы, закрывая домики от палящего солнца. Недалеко стояли советские пятиэтажки. Жившие в них люди задыхались от жары, хоть стекол не было в окнах и в этих пятиэтажках.Так что Павлу с Алией и Сашенькой повезло с жильем. Даже летом в домиках было терпимо. Посередине городка на асфальтированной площади росло какое-то обшарпанное дерево, похожее на лиственницу. Его назначили быть ёлкой, наряжали игрушками и праздновали вокруг него новый год. Вездесущая Алька нашла два магазина, один кубинский, другой наш советский. В кубинском продавщицами были колоритная старая негритянка Лола, не выпускающая из зубов сигару, и молодая креолка Изабелла. У них было два помощника Хуан и Мануэль. Все курили по черному, в магазине не продохнуть.

На полках стояли редкие пачечки с чем-то, ассортимент был крайне скудным. Соседка объяснила новенькой, что все товары, которые они покупают, записываются в специальную карточку под названием ТАРХЕТА. Там же отмечали и стоимость товара. У каждой карточки был свой номер. Курсы испанского языка помогали здорово. Это Алия поняла сразу, в первый же день. "Песо", кубинские деньги, Паше выдали сразу по прибытии, и Алия купила рис и фасоль, которые лимитировались. На месяц на человека выдавался килограмм риса и два килограмма фасоли, продавщица ее поняла и, не выпуская сигары изо рта, отоварила Алию. В русском магазине работали жены своих и ассортимент был побогаче: консервы, сгущенка, соленое сливочное масло. Все, что можно было, Алия купила. Продавщица Лида посмотрела на нее, как на транжирку. Наши люди, ехавшие на Кубу заработать, старались экономить, первое время питались привезенными с родины запасами. Были случаи, что мужчины падали в обморок от голода на работе. Поэтому ввели обязанность - истратить на продукты в месяц не меньше ста песо. Больше можно, меньше никак нельзя.

Отоварившись, Алия зашла в медпункт, познакомилась с фельдшером Аней. Она рассказала, какая замечательная медицина на острове. На одного врача приходится 126 человек молодых и старых. Это самое лучшее соотношение в мире. Принцип кубинской медицины - лечить не болезнь, а больного. Куба совсем не богатое государство, но медицина здесь самая передовая и бесплатная. После Чернобыля наших детей из заражённой зоны везли на Кубу тысячами и всем помогали, вытаскивали с того света тех, от кого наши врачи уже отказались.

Аня осмотрела Сашу, взвесила его, завела карточки и на него, и на Алию, велела обращаться в любое время. С полными руками и Сашенькой, державшимся за подол ее платья, наша героиня вернулась в свою касу и принялась готовить обед.

С территории городка выходить без разрешения было нельзя ввиду особой секретности объекта, где служил Паша. Но скучать Алие не приходилось, пока освоилась, познакомилась с соседями, налаживала быт. Познакомилась и с кукарачами, здоровенными кубинскими тараканами, невесть как проникающими на кухню.

Кукарача
Кукарача

Увидев в первый раз кукарачу, Алька визжала, как зарезанная. Уж очень жуткий у них вид. Потом уже не пугалась, а носилась за насекомым с баллончиком Примы, пока таракан не падал кверху лапками.

Вещи, привезенные с собой, пригодились в первый же день. Соседка даже позавидовала:

- Здорово вас проинструктировали перед отправкой! Я не знала, что так можно было. Все у тебя есть! И утюг, и кипятильник, и кастрюли со сковородками! Даже швейная машинка! Ты здесь сможешь зарабатывать, если шить умеешь.

Когда Рита узнала профессию Альки, восхитилась ещё больше:

- Да ты и работу здесь найдешь. Подрастет твой Сашок, устроишься вместе с ним в детский комбинат, там и садик и начальная школа в одном флаконе. Здесь все мечтают жён на работу пристроить. Лишняя копеечка.

В ближайший выходной большой компанией советские специалисты с семьями организованно отправились на пикник к морю. Вот тут Алька и увидела берег своей мечты.

-3

Лазурное море, чистейшая вода, белый меленький песочек, кокосовые пальмы. Море у берега было мелкое, идти на глубину нужно было долго. Зато родители не переживали за своих отпрысков, которых в компании было на удивление много. Сашенька плескался в теплой водичке, ловил разноцветных крабиков на влажном песке и заливался счастливым смехом. Многие семьи командированных обзавелись детьми уже здесь, на Кубе. Некоторые успели даже по двое родить. Народ молодой, природа Кубы способствует горячим чувствам. Организатор пикника, кубинец Мигель, угощал шашлыком из морской черепахи. Это было так вкусно, что можно было проглотить язык. Взрослые пили ром, а дети кубинский лимонад из фруктового сока. На солнце старались не высовываться из-под спасительной тени деревьев, но все равно обгорели все трое. Вечером пришлось намазаться Пантенолом, предусмотрительно взятым с собой. Вернее, его дала Виктория Леонидовна, уверенная, как впрочем и остальные родные, что Паша, Алия и Сашенька отправлялись в командировку в солнечный Баку. Уже потом, где-то через месяц, им сообщили, где находятся их дети и внук, и взяли подписку о неразглашении. Зина после этого лежала без чувств до вечера:

- Васенька, как же это? Теперь целых три года не увидим наших Альку и Сашеньку? И не посоветовалась даже командирша наша!

- Ты что, Зиночка? Перед отправкой говорить нельзя было. Сама посуди, куда они отправились! Прямо под брюхо США. Знаешь, как расшифровывается слово Куба? Коммунизм У Берегов Америки, или У Брюха Америки. Ничего, сейчас там спокойно. Это тебе не Афган. Пусть познакомятся с новыми людьми, с обычаями кубинцев, в море накупаются.

- Да, там ведь тропики, влажность. Как Сашенька все перенесет?

- Перенесет. Дети выносливее взрослых. А потом им прививок сделали кучу. Без этого не выпускают. Терпи, Зинуль, сама не расхворайся от расстройства!

А наши командированные ждали экскурсию в Гавану. Хоть и была столица совсем рядом, но в первый раз наших героев повезли знакомиться с ней только через месяц.

-4

Нарядные, залитые солнцем улицы центра столицы, вычурные здания в колониальном стиле, облицованные мрамором, построенные американскими миллионерами для себя любимых, и очень бедные, обшарпанные окраины, яркие красотки с пышными формами, мужчины в соломенных шляпах от светло-коричневого цвета кожи до антрацито-черного. Все веселые и счастливые. Дома, хоть и бедные, но настоящие. При диктаторе Батисте, да и раньше, у бедняков совсем никакого жилья не было. Картонная коробка, покрытая клеенкой, была не у каждого. Дети, голодные, с раздувшимися от брожения остатков сахарного тростника, всякой дряни , на кривых тоненьких ножках, просили милостыню. Девочки с девяти лет работали в борделях для американских моряков. А сейчас ребятишки красивые и веселые ходили в школы, там их бесплатно кормили. Молоко семьям с детьми давали тоже бесплатно. Спорт, наука и медицина на Кубе были в большом почете. Своих лидеров Хосе Марти, Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевару кубинцы боготворили.

-5

На улицах Кубы всюду развешаны плакаты с изображением пламенного революционера Че.

-6

Культ Че Гевары только набирал обороты. В музее революции экскурсовод, молодая девушка, рассказывая о кубинском кумире аргентинского происхождения, плакала сама и довела до слез Альку. Следующим номером программы было посещение кафе-мороженое. О том, какое вкусное на Кубе мороженое, все были наслышаны и предвкушали неземное наслаждение прохладным лакомством в полуденную жару. Выходя из музея, Алия заметила в толпе знакомый профиль.

Продолжение:

Начало: