Найти тему
КиноРаритет

Смертные кошки и бессмертные полешки: у какого из полнометражных мультиков больше шансов получить «Оскар» в 2023-м году

Оглавление

А давайте вспомним, какие анимационные фильмы номинировались в начале уходящего, 2023-го года на премию Американской киноакадемии в разделе «Лучший полнометражный мультфильм года». Все ли вы их успели посмотреть за год или какие-то пропустили?

«Марсель, раковинка в ботиночках» / Marcel the Shell with Shoes On

Кинематографист между проектами находится на отдыхе. Он обнаруживает в своей оранжерее маленький домик, в котором вместе со своей маленькой бабушкой живёт малюсенькая ракушечка по имени Марсель. Человек решает взять у него интервью, чтобы узнать, как чувствует себя такая кроха в таком большом и многообразном мире.

Тот самый Марсель, раковинка в ботиночках, из одноимённого полнометражного мультфильма
Тот самый Марсель, раковинка в ботиночках, из одноимённого полнометражного мультфильма

Американский аниматор Дин Флейшер Кэмп не в первый раз снимает кино про Марселя (которого, к слову, озвучивала его жена). Но прежние его мультики про ракушечку в ботиночках были короткометражками, а в данном случае это полуторачасовой фильм. Бабушку главного героя озвучила известная актриса Изабелла Росселлини.

Какие были шансы на «Оскар»? Очень невысокие. Всё-таки, одно дело посмотреть 5-минутный мультик, в котором раковинка рассуждает о жизни. И совсем другое — полнометражное кино, где помимо этого ничего больше не происходит. «Марсель» — довольно скучный фильм, попавший в номинацию, скорее, из-за оригинальности главного персонажа и подхода к теме.

«Я краснею» / Turning Red

Девочка Мейлин — американка, которая живёт в Маленьком Китае. Семья её поклоняется красной панде, которую считают покровителем дома. Девочка выполняет необходимые ритуалы, не слишком не задумывается об этом семейном поверии. Пока не выясняется, что она способна превращаться в опасного и сильного зверя.

Фрагмент постера полнометражного анимационного фильма «Я краснею»
Фрагмент постера полнометражного анимационного фильма «Я краснею»

Совместно американо-китайское производство и очередная кооперация «Диснея» с «Пиксаром». Очень симпатичное, увлекательное и смешное кино… при этом совершенно вторичное.

Какие были шансы на «Оскар»? Невысокие. Как раз в силу вторичности фильма. Героиня похожа на бодипозитивных деток из предыдущих фильмов студии «Пиксар». А сюжет с раскрытием в ребёнке сверх-способностей тоже оригинальностью не блещет. Наверное, это главная причина, почему в прокате «Я краснею» провалился (что несправедливо — может, мультик и не заслуживает «Оскара», но просмотра заслуживает точно).

«Морское чудовище» / The Sea Beast

Неугомонная девочка Мэйси сбегает из приюта, чтобы присоединиться к экипажу парусного судна. Делает она это не столько из-за страсти к приключениям, сколько из желания отомстить за погибших родителей морским монстрам, которыми кишат океанические глубины. Корабль, на который прокрадывается девочка, принадлежит прославленным охотникам на монстров, самым удачливым в этом ремесле.

Кадр из полнометражного анимационного фильма Криса Уилльямса «Морской монстр»
Кадр из полнометражного анимационного фильма Криса Уилльямса «Морской монстр»

Масштабный полнометражный компьютерный мультфильм с головокружительными сценами стычек людей с вымышленными обитателями океана. Поставил его Крис Уилльямс, от которого после «Моаны» и особенно «Героя 6» сложно было бы не ожидать чего-то зрелищного и увлекательного.

Какие были шансы на «Оскар»? Невысокие. При всём высоком качестве всех составляющих, «Морской монстр» не потрясает воображение ни новизной сюжета, ни яркими персонажами, ни оригинальным визуалом. У студии «Нетфликс», на деньги которой снимался «Морской монстр», получился хороший, крепкий, но всё же проходнячок.

«Кот в сапогах: Последнее желание» / Puss in Boots: The Last Wish

Мурлыка в сапогах разъезжает из города в город, где устраивает шоу в свою честь и попутно сражается со всякими чудовищами. И всё ему ни по чём, ничто его не пугает… пока не выясняется, что он растратил все свои 9 жизней и у него осталась последняя. Эту новость коту в сапогах сообщает загадочный волк, который преследует кошака повсюду с требованием сразиться в дуэли. Вот тут-то герой впервые в жизни испытывает такой ужас, что предпочитает уйти в тень и спрятаться в кошачьем приюте.

Кадр из анимационного полнометражного фильма «Кот в сапогах: Последнее желание»
Кадр из анимационного полнометражного фильма «Кот в сапогах: Последнее желание»

Тот редкий случай, когда вторая часть во всём превзошла первую. У «Последнего желания» гораздо более проработанный сюжет с массой линий и дополнительных персонажей, гораздо более удачный юмор и гораздо более лихие экшн-сцены. В плане стилистики тоже заметен большой прогресс (ставшая уже традиционная компьютерная графика часто совмещается тут с дорисовкой, что было впервые использовано в «Человеке-пауке: Через вселенные»).

Какие были шансы на «Оскар»? Очень высокие. Были бы, если бы не присутствие в списке номинантов ещё одного фильма.

«Пиноккио Гильермо дель Торо» / Guillermo del Toro's Pinocchio

В маленькой итальянской деревушке от прилёта случайной бомбы погибает мальчик Карло. Его отец, столяр Джиппетто неутешен в своём горе, которое заливает долгие годы спиртным. Однажды ночью, напившись до бессознательного состояния, он мастерит тяп-ляп деревянную куклу, безуспешно стараясь придать ей портретное сходство с Карло. А на утро с ужасом обнаруживает, что «деревяшка» ожила и считает себя его сыном.

Кадр из дебютного анимационного фильма Гильермо дель Торо «Пиноккио»
Кадр из дебютного анимационного фильма Гильермо дель Торо «Пиноккио»

Очень вольная экранизация известнейшей книги Карло Гольдони, в котором действие перенесено в фашистскую Италию, Муссолини выставлен эпизодическим персонажем, а вместо осликов оболваненные злодеями дети превращаются в бравых солдат. Вдобавок ко всему, Гильермо дель Торо наполняет фильм экзистенциальными и фрейдистскими мотивами, а в стилистике не изменяет своей любви к ужасам (например, к многоглазым монстрам и чудовищу Франкенштейна).

Какие были шансы на «Оскар»? Самые высокие. Дебютному мультику прославленного кинорежиссёра совсем чуть-чуть не хватило, чтобы стать шедевром на все времена (он немного недотянут в изобразительном стиле и в осмысленности сценария). Но он уж точно не хуже диснеевской классической экранизации (и, пожалуй, даже поумнее её), а параллельно вышедшего «живого» фильма с Томом Хэнксом так и точно лучше. Как вы теперь знаете, академики всё это оценили по достоинству. «Оскар»!