Мысли после встречи президента с министром культуры
В тот день, когда писатели приходили в Союз писателей России и приносили книги (классические и свои, достойно изданные) для библиотеки сапёров, которые освобождают многострадальную землю от страшных следов многолетней бандеровской войны, президент Владимир Путин провёл рабочую встречу с министром культуры Ольгой Любимовой. Глава ведомства информировала президента о работе в четырёх новых субъектах Федерации, рисовала планы, а также сыпала сухими цифрами.
О. Любимова: Я позволю себе начать с нашей работы в новых регионах.
В. Путин: Пожалуйста.
О. Любимова: Это новая для нас задача. У нас немножко больше 1000 библиотек, почти тысяча домов культуры, почти 160 детских школ искусств и 77 музеев. По всем этим направлениям мы начинаем планомерно работать, так же как в национальном проекте «Культура» со всеми регионами мы начинали трудиться, постепенно делая и детские культурные центры в библиотеках, в музеях, в домах культуры, перезапуская это инфраструктурно, делая различные ремонты и добавляя мультимедийную составляющую.
Ого, прибавилось более тысячи библиотек – какое поле деятельности, казалось бы! Но ведь минкульт может сделать ремонт, выделить крохи средств на приобретение каких-то книг, попытаться добавить зарплату, но на наполнение этих библиотек, на русскую сердцевину и интеллектуальный потенциал их - он повлиять НЕ МОЖЕТ! Ведь всё книгоиздательское дело отдано на откуп министерству цифрового развития – «паяльникам», как их называют в народе. Здания у одного ведомства – наполнение у другого! Плоды деятельности – гнилые, факты – вопиющие.
* * *
Много лет рулит этой сферой (сначала в Роспечати) директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии министерства Владимир Григорьев, которого слава Богу не утвердили в должности зам. министра - за декларацию и родственников за рубежом (писал в ленте). Какие федеральные программы может составить, какие гранты распределить такой чиновник от книги? Лучше всего об этом говорят премиальные итоги хоть «Большой книги», хоть недавно вручённой премии «Ясная поляна». Конечно, и тут – победа за книгой редакции Е. Шубиной – правой руки Григорьева. Лауреат этого года в главной номинации («Современная русская проза») – Саша Николаенко с романом «Муравьиный бог: реквием». Прочитайте это «оно»! Типичный абзац - помучайтесь:
«Сквозь пыль поблескивая лаковой глазурью, большая глиняная жаба сидела в тусклом солнечном пятне, бубнило радио, по всем стенам висели непонятные тарелки, похожие, как будто папин друг в них краску размешал, как на своем халате, потом забыл отмыть. Петруша с ливер-бутербродом бродил по дому, который назывался мастерской, и Машка путалась в ногах, скользя бочком, мяуча, растворяясь и снова проявляясь из нигде».
И вот такую прозу «из нигде» будут поддерживать и предлагать читателям библиотек многострадальных новых регионов? А не свихнутся люди окончательно? Мне невольно подумалось: хорошо, что библиотеки присоединённых регионов были забиты украинской националистической литературой, и люди из протеста тянулись к сохраняемой русской классике, передавали друг другу советские книги из домашних библиотек, но не забивали себе головы российской «премиальной литературой» - всякими «Сальниковыми в гриппе» и в либеральных соплях!
Кстати, если зайти на канал «Большой Книги», то можно увидеть, что она абсолютно срослась с «Ясной поляной» - одни и те же персонажи, общие новости, похожие издания. Кто кого поглотил? Всех скушали Григорьев и Шубина, а минкульт по странному государственному распределению главнейших обязанностей - не имеет на это ни малейшего влияния.
* * *
Министр культуры продолжала свой парадный доклад:
О. Любимова: Когда мы начали работу, на четыре региона было два работающих кинозала…
В. Путин: Да ладно.
О. Любимова: Так и есть. И старшее поколение, и молодёжь были лишены возможности вообще какое бы то ни было кино смотреть.
В. Путин: Два кинозала на четыре?…
О. Любимова: Да, два кинозала на четыре региона было.
И у меня мелькнула мысль: да «не ладно», а славно, что на четыре региона было всего два кинотеатра – просто негде было смотреть всей той продукции, которой потчует народ минкульт и Фонд поддержки кино. Вот – нагляднейший пример – «Плотник».
Кто забыл, давным-давно жил один старый еврей — плотник Иосиф и была у него молодая жена Мария, которая забеременела от Духа Святого… И уже в наше время, используя эту историю, жена новоявленного российского миллиардера, бывшего главного по приватизации российских богатств, бывшего главного энергетика и главы Роснано, где идёт расследование, миссис Чубайс дочка режиссёра Авдотья (Дуня) Смирнова, сняла русофобский фильм - "Плотник". Хоть мадам Чубайс и жена миллиардера, но не обошлась без бюджетных рубликов. Минкульт РФ выделил жительнице особняка за 30 млн. долларов в пригороде Большого Лондона Сент-Джордж-Хилл 60 млн. рублей безвозвратных (!) средств. Всего бюджет фильма составил 100 млн. В прокате с октября 2022 года фильм заработал за год… 1 млн. 390 тыс. рублей. Логотип Минкульта РФ в начальных титрах современных российских кинофильмов все чаще становится каким-то клеймом проклятия – знаком некачества!
Слушайте, нам внушают, что мы живём при рыночных отношениях, при капиталистическом строе. Но что же это за рынок такой, где минкульт и его экспертный совет не несёт ни малейшей материальной (про моральную - смешно и заикаться!) ответственности за рекомендованный кинематографический продукт? При советской власти была цензура, но и был художественный отбор, было государственное финансирование, но и была ответственность какая-то, особенно у авторских мастерских с элементами хозрасчёта. А сегодня – десятки миллионов на ветер и – взятки (может, есть и взятки?) гладки. Маразм какой-то! - рассказали пародийно, с антисоветским и антиправославным душком. И очень довольны, богачи-разводилы.
Живет в г. Ульяновске - на родине В.И. Ленина семья простого плотника Осипова (почти Иосиф), его молодая жена – понятно Мария и сын, которого они зовут Заяц, догадливые соображают, что Заяц созвучен с Агнцем Божьим, как назвал Иисуса Иоанн Креститель. На этом библейская канва заканчивается. Дальше нагорожено невообразимое. Заяц заболевает непонятной болезнью – с шишками по коже. Мария подозревает онкологию, тогда появляется Бог-отец, точнее говоря, бог-дедушка — «дедушка Ленин». В его музее-храме работает Машина мать, ему подкладывает Маша записки с мольбами о выздоровлении сына, как это делают, скажем, на питерском Смоленском кладбище верующие в чудотворную силу Ксении Петербургской или евреи у Стены плача. Но ведь это не христианство, а идолопоклонство! Хотя, по большому счету ленинская линия — самое оригинальное и свежее, что есть в «Плотнике».
О. Любимова:
Сейчас в новых регионах 51 кинозал и, соответственно, два, даже три направления нашей работы. Очень важно, чтобы и молодые люди, и старшее поколение имели возможность приходить на те же фильмы, которые идут сейчас во всех остальных регионах. С этим мы справляемся. Вместе обсуждаем премьеры – что-то больше нравится, что-то меньше… Когда появляется кинотеатр, появляется точка притяжения, в выходные можно прийти всей семьёй.
А что они придут смотреть «всей семьей» - этого «Плотника» Дуси Смирновой?
Кстати, я думал, что президент вспомнит о своём прямом поручении министерству обороны помочь министерству культуры снять достойные фильмы и провести фестиваль патриотического кино. Почти ничего неНЕ сделано! пециально делаю акцент на кино, потому что Ольга Любимова пришла на высокий пост именно из этого департамента. Но, кроме цифр и сухих планов, ни о чём содержательном и патриотическом президенту – не доложила.
Вот тебе и «да ладно!». Не ладно в госуправлении, не ладно...