Найти тему
Святые места

Преподобный Макарий Оптинский говорил, что от этого греха нужно избавиться как можно быстрее

«Если мы не замечаем собственных прегрешений, это не значит, что мы непорочны. Это значит, что мы не только грешны, но и духовно слепы».

Так говорил игумен Никон (Воробьёв).

Не бывает людей безгрешных, но гораздо страшнее другое – порой человеку, решившему встать на путь истинный, бывает очень сложно побороть то или иное своё прегрешение.

И если он при этом не обращается за помощью к Господу, не возносит молитв, не постится и не посещает храм, то дух его остаётся по-прежнему слабым и немощным.

При этом очень важно понимать, что искоренить все свои грехи разом просто невозможно – в данном случае необходимо действовать постепенно, с терпеливостью и умом. В первую очередь, следует избавиться от пороков, омрачающих Ваш духовный мир.

Кто-то начинает с самого простого, а кто-то, напротив, поначалу берётся за смертные грехи. Но, так или иначе, результаты своей духовной борьбы необходимо закреплять. В противном случае, Ваш кропотливый и упорный труд может оказаться напрасным.

Давайте вспомним об одной интересной и поучительной притче, рассказанной Спасителем. Речь в ней идёт о нечистом духе, покинувшем своё обиталище. Долгое время этот дух провёл в скитаниях, но, когда странствия наскучили ему, он решил вернуться домой.

Однако, оказавшись дома, нечистый дух был сильно удивлён: его жилище было старательно вымыто и вычищено.

Человек, в котором жил этот дух, изрядно потрудился – он часто молился и каялся, а также старался делать как можно больше добрых дел. Однако же дух вернулся к нему, и не один. И тогда душу этого человека наполнили пороки, оказавшиеся куда ужаснее прежних.

Подобное случается и с нами, когда мы искренне хотим исправиться, но, в то же время, обладаем слабой верой. В таком случае первая трудность или соблазн заставляет нас отступиться от прежнего решения.

Конечно, сложно не огорчиться в подобной ситуации. В голове появляются тревожные, горькие мысли, и мы спрашиваем у самих себя:

«А есть ли вообще смысл в соблюдении заповедей? Ведь грехи всё равно оказываются сильнее… Какой смысл в вере? Она ведь ничем мне не помогает…».

Однако истинно-верующие христиане знают о том, что вся их жизнь – это череда бесконечных взлётов и падений. И их это совсем не пугает. Только таким образом человек и может приобрести духовный опыт, стать мудрее.

О том, что такое искушение, было известно и святым. Нечистый не раз пытался обольстить их нещадно и изощрённо. Вот только в трудную минуту святые, в отличие от многих из нас, неизменно обращались к Господу, и горячие молитвы оберегали их от любого зла.

Потому, оступившись или допустив ошибку, не впадайте в уныние. Раскайтесь, помолитесь, откройте душу Небесному Отцу, и, вот увидите – Он не оставит Вас без помощи и поддержки.

Но в чём же кроется главная опасность уныния? Прежде всего, в том, что оно заставляет нас переставать бороться. Унывая, мы утрачиваем интерес ко всему, что нас окружает – нас ничего не радует и нам становится безразлично собственное будущее.

Впоследствии это безразличие делает нас бесчувственными – наши сердца становятся чёрствыми и холодными. Однако же именно уныние, в конце концов, ввергает нас в пучину беспробудного отчаяния.

Вспомним, к примеру, об Иуде. Узнав о том, к чему привело его предательство, Иуда почувствовал себя ужасно виноватым. Он был уверен в том, что до казни дело не дойдёт.

Вскоре Иуда раскаялся, поспешил вернуть украденные им деньги, но и это не принесло ему желанного облегчения – чувство вины давило и нещадно терзало его.

Страшную ошибку в своё время совершил и апостол Пётр. Он три раза отрекался от Спасителя, но, тем не менее, он и не думал о самоубийстве, как Иуда. Отчаяние Петра было поистине велико, однако он не отказался от мысли о возможном прощении.

Пётр слёзно просил простить его, и молитвы эти были горячими и ежедневными. Но когда Господь даровал ему прощение, апостол всё равно не перестал молиться.

Иуда же, напротив, даже не думал о молитвах. Ему показалось, что будет легче покончить со всеми своими мучениями разом. Однако подобные мысли не достойны истинно-верующих людей. Христианам известно, что самоубийцы не наследуют Царствия Небесного, и, более того – у них не будет даже шанса покаяться.

Потому уныния и стоит остерегаться – это очень опасное и пагубное состояние, отравляющее наш дух и замутняющее разум. Предупреждал людей об этой опасности и Макарий Оптинский, говоря:

«Остерегайся уныния, словно блудных недугов. Уныние – одно из семи смертоносных прегрешений».

Но как именно мы можем противостоять этому страшному состоянию? Что мы можем сделать для того, чтобы побороть его?

Вот как высказывается на этот счёт протоиерей Фёдор Бородин:

«…Нечистые, живущие в аду, пребывают в самом отчаянном унынии, и это вполне объяснимо – им уже не во что верить и не на что надеяться. И, озлобившись и ожесточившись, подобным унынием они стараются «заразить» и нас.

Но, задумайтесь – кого легче всего толкнуть на уныние? Конечно, гордецов. Сложно представить себе смиренного христианина, предавшегося унынию – ему попросту не из-за чего унывать. Потому и считается, что горделивость и уныние – понятия, тесно друг с другом связанные.

Гордые люди знают, какой именно должна быть их жизнь, какими должны быть они сами и те, кто их окружает. И отказаться от подобного знания они не могут. Однако же наш мир устроен по-другому.

Не только мы сами, но и Небесный Отец принимает решения о том, как будет строиться наша жизнь. Гордому человеку недоступно смирение – вместо него он предпочтёт унывать, но оставаться при своём мнении. А потому, братья и сестры, «лечить» уныние надлежит смиренностью и принятием мудрой воли Божьей, а также и принятием воли окружающих.

Даже когда мы молимся за своих ближних, мы скорбим о них и об их прегрешениях, но не впадаем при этом в уныние.

Уныние опасно тем, что оно парализует наши души – унывая, мы не молитву ни можем вознести, ни раскаяться. Нами будто бы овладевает какое-то странное, пугающее бессилие. И, если Вы хотите избежать подобного состояния, учитесь смирению. Только оно и способно победить уныние».

Читайте еще: