Иногда грехи не оставляют нас даже после искреннего, горячего покаяния. Почему так происходит? Ведь если человек просит помощи у Господа для борьбы с пороком, разве может Он оставаться глух и равнодушен к такой просьбе?
Подобное происходит потому, что мы воюем не с одним грехом как таковым, но с бесами, соблазняющими нас. Нечистые обладают особой силой, имеют определённое разрешение от Небесного Отца, позволяющее им пакостить, искушать и вредить, но только до некоего предела.
Однако же любая, даже самая сильная страсть отступит в тот момент, когда мы достигнем понимания того, что без Божьей помощи уже не справимся. В такой миг Господь станет для нас столь же важен, как глоток живительной влаги в невыносимую жару – это и станет пределом, положенным для нас Небесным Отцом.
Иными словами, Господь позволяет бедам или недугам мучить нас ради нашего же блага – именно терпение и смирение делают нас сильнее, милостивее и праведнее, позволяя нам впоследствии войти в Царствие Небесное. Только таким образом и возможно одержать окончательную победу над грехом.
В некоторых случаях Небесный Отец попускает людям выносить страсти всю их земную жизнь, до момента упокоения. Таким образом Он пытается умерить их гордыню и самомнение. Даже некоторых Святых страсти мучали до самой смерти. Кроме того, так Господь старается не дать нам впасть в ещё худшие, более тяжкие прегрешения.
А иногда мы мучаемся от того, что делаем что-то неправильно: например, молимся, затаив на кого-то обиду и злобу. Или же возносим молитву или просим у Бога помощи не искренне, от всего сердца, но формально, «для галочки». Иными словами, обманываем самих себя и, таким образом, грешим ещё больше.
Нередко грех не оставляет нас и по причине неполноценной исповеди. Когда человек кается неискренне, без подлинного сокрушения, не сожалея о содеянном или затаив злость на ближнего - это не исповедь, но пустая, лишённая всякого смысла трата времени.
А иногда и мы сами не готовы распрощаться с тем или иным своим прегрешением – такое случается, когда жизнь с грехом уже успела стать для нас привычной и даже, в какой-то степени, приятной. К примеру, те же гордость или гневливость по-своему удобны: они защищают наше самолюбие и нас становится не так просто подавить.
Однако некоторые христиане, по неопытности не видя истинных причин своих бед, впадают в уныние, если на протяжении длительного времени не могут избавиться от того или иного своего греха. Но что представляет из себя уныние? Оно проявляется в те моменты, когда бывает уязвлена наша гордыня.
Человек, смиренный перед Богом, никогда не впадёт в уныние, что бы с ним ни случилось. Если Вы оказались в подобной ситуации, и, занимаясь самоедством, довели себя до отчаяния, как можно скорее пообщайтесь с батюшкой и попросите у него совета – он подскажет Вам, как искоренить гордыню и научиться смирению.
Смирение – одна из главных и наиболее значимых христианских добродетелей.
Некоторые люди, живя согласно заповедям Божьим, и из них ухитряются извлечь пищу для собственной гордости, даже не замечая этого. В таких случаях Небесный Отец может лишить человека помощи для борьбы с пороком для того, чтобы он осознал собственную немощь и научился смирению. Господу гораздо важнее видеть в нас не подвижников, но людей смиренных.
Неспроста преподобный Марк предупреждает:
«…Господь дарует нам благодать не за добродетели и не за труды, понесённые ради их приобретения, но за смирение, полученное во время таких трудов».
Некоторые христиане задаются вопросом: нужно ли пытаться искоренить все свои грехи сразу или же следует делать это постепенно, побеждая один грех за другим?
Здесь очень уместно будет вспомнить поговорку «чем ярче свет, тем сильнее тень».
Когда мы приближаемся к Господу – свету, - мы отчётливее видим глубину собственного падения. В такую минуту все те грехи, которые мы осознаём, становятся предметами для последующей духовной корректировки. Однако же необходимо помнить о том, что интенсивность этой корректировки по отношению к тому или иному прегрешению может отличаться.
К примеру, существуют смертные грехи – они не позволят нам войти в Царствие Божье. Подобных грехов совершать никак нельзя, а потому верующий человек относится к ним с особым вниманием. Однако противостоять необходимо и менее серьёзным грехам.
По мнению Серафима Саровского, святой отличается от простого человека именно решимостью в борьбе с любыми, даже самыми незначительными, на первый взгляд, прегрешениями. И, если мы стремимся к Святости и чистоте, то должны быть решительными и неумолимыми на поле духовной брани.
Существуют и конкретные советы по борьбе с грехами, описанные ещё древними подвижниками. Так, к примеру, подвижники рекомендуют, в первую очередь, бороться с наиболее значимым грехом, сконцентрировавшись только на нём и все силы бросив на противостояние конкретной страсти.
Также они настоятельно рекомендуют искоренять, прежде всего, чревоугодие – в противном случае, со всеми остальными прегрешениями справиться не получится. По этой причине Православные люди так трепетно и с таким усердием относятся к соблюдению постов.
Кроме того, очень важно, чтобы Таинство Исповеди со временем не превратилось в простую формальность. Человеку, познавшему истинное покаяние, не нужны советы и наставления: он и без того будет жить в мире, тишине и прощении.
Однако не стоит огорчаться, если пока Вы к этому не пришли. Трудитесь, понуждайте себя к чистосердечному, искреннему покаянию, и тогда Небесный Отец непременно одарит Вас милостью и благодатью в тот момент, когда они и будут нужны Вам сильнее всего.
Преподобный Исаак Сирин называл покаяние духовным трепетом, который человек испытывает, стоя перед райскими вратами.
Иначе говоря, в земной жизни узреть рай мы не сможем, однако же истинное, горячее покаяние возносит нас прямиком к райским вратам. В подобную минуту от Царствия Небесного нас отделяет единственно время, отведённое нам Господом. Данное измышление Преподобного следует считать ориентиром для настроя на верное, чистосердечное покаяние.
Также читайте: