Найти тему
АвТОгус

ЗИЛ-111 - первый отечественный автомобиль с мотором V8, кондиционером и ваккумным усилителем тормозов. Насколько он советский?

Действительно советский лимузин ЗИЛ-111 стал высочайшим достижением отечественного автопрома. В нем почти все было впервые. И огромная вэ-образная восьмерка, которая в дефорсированном варианте потом еще долго выступала в качестве силового агрегата для совсем не пафосного ЗИЛ-130. И наличие кондиционера, справедливости ради стоит отметить, что его устанавливали вовсе не на каждую машину. И необычный, кнопочный селектор "автомата". И даже вакуумный усилитель тормозов. И да, тогдашний руководитель страны, ярый борец с привилегиями, по какой-то причине распорядился прекратить массовое производство таких машин. Их теперь можно было использовать лишь для привилегированной части населения. К примеру предшественник ЗИС-110 был произведен в количестве 2089 экземпляров, а вот новинка ЗИЛ-111 за девять лет сборки такими успехами похвастать не могла. Их собрали всего 112 штук.

Впрочем это совершенно не важно, меня всегда больше занимал вопрос насколько гордость автопрома, к тому же производящаяся в мизерных количествах, советская?

Начну с экстерьера, над которым работал, как сегодня бы сказали, дизайнер, а тогда просто художник Лев Еремеев. Который был ведущим конструктором и автомобильным скульптором кузовного бюро КЭО на ГАЗе. Этот человек придумал и воплотил дизайн таких автомобилей как М-12 ЗИМ, Москвич-402, КАЗ-150, М-21 "Волга" и ГАЗ-13 "Чайка". Причем последнюю машину он рисовал практически параллельно с представительским лимузином ЗИЛ-111. Именно поэтому 111-й и Чайка получились столь похожими друг на друга. Хотя, тот же 402-й сильно напоминает нам Волгу. Черпал же вдохновение он, скорее всего с американских образцов техники, которые постоянно закупал НАМИ.

-2

Стилистические решения примененные Еремеевым по своему духу наиболее близки к автомобилю компании Packard изначально пользовавшимся большой популярностью среди партийной элиты. В частности он довольно сильно, что уж тут греха таить, напоминает модель Patrician. Вот только 25 июня 1956 года компания прекратила свое существование как самостоятельная. И подобные дизайнерские решения стали уходить в прошлое. Но, в СССР об этом знали только специалисты. Однако передняя оптика с "капюшонами" прямо указывает на прародителя отечественных автомобилей. Кстати, Никита Сергеевич в последствии приказал серьезно изменить переднюю облицовку, уж очень машины для элиты страны (ЗИЛ-111) напоминали те которые предназначались для чиновников рангом пониже(ГАЗ-13). Так появился обновленный ЗИЛ-111Г. С внешностью вроде разобрались, пошли в салон.

-3

Интерьер изобилующий хромированными вставками тоже сегодня кажется до боли знакомым. Достаточно обратить внимание на приборную панель и даже рулевое колесо. Но, вот есть одно довольно серьезное отличие. Обратите внимание на наличие у Cadillac Sixty Special 1956 модельного года двух подрулевых переключателей. Так вот, тот что по правую руку, селектор автоматической коробки передач. У лимузина ЗИЛ-111 этого нет. Зато все остальное ну прям скомпилировано почти на 100 процентов.

Где же тогда находился селектор "автомата"? Обратите внимание вот на эту деталь.

-5

По левую руку, точно так же как и у ГАЗ-13 "Чайка" расположился кнопочный селектор. И это уже скорее привет от другой американской модели, а именно Chrysler Imperial 56-го модельного. Ведь именно в этом году Chrysler представил селектор такого вида. Называлась двухступенчатая трансмиссия PowerFlite. У нее, как у нашей машины отсутствовало положение "Parking". При остановке следовало перевести коробку в положение "N"-нейтраль и затянуть стояночный тормоз. Аналогичные системы появились и у конкурентов. В частности Touchbutton Ultramatic у Packard Caribbean/Partician, и Mercure-O-Matic у моделей Mercury.

А вот салон ЗИЛ-111.

-7

Теперь перейдем к технике. В основе ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 лежала Х-образная рама. Только в "Чайке" для облегчения конструкции, она являлась основой. А вот для громадного правительственного лимузина рама была лестничного типа, а вот Х-образная вставка выступала в роли усилителя. Но и тут очередной привет, и снова из Америки. Чайке повезло, ее выпустили на год позднее ЗИЛ и поэтому использовали раму от более поздних и продвинутых Cadillac.

Что касается подвески, то и тут обошлись полумерами. К примеру, имея в наличии автомобиль Packard Patrician, который имел на родине репутацию одного из самых надежных автомобилей, отечественные инженеры скорее всего просто не смогли повторить, ну или воспроизвести уникальную, появившуюся в середине 50-х регулируемую торсионную подвеску. В которой электромеханическая система подкручивала торсионы задней оси и выравнивала кузов автомобиля.

-8

К слову ее не смогли воспроизвести и инженеры из GM, Ford и Chrysler. Однако на тех же Cadillac позади появились пневмобаллоны, выполняющие аналогичную функцию. Причем за доплату можно было их установить и в переднюю часть. Но в отечественно ЗИЛ-111 все было сделано по старинке, обошлись обыкновенными рессорами.

Передняя подвеска у советской машины с одной стороны традиционная, она независимая, пружинная и двухрычажная. Правда вот автомобили аналоги из-за океана в то время уже снабжались телескопическими амортизаторами, а не рычажными, как гордость советского автопрома.

Мотор, а что мотор. Первая в нашей стране V-образная восьмерка мощностью в 200 сил была в некотором роде копией, хотя почему в некотором, она была полной копией V8 HEMI "FirePower". Это первый мотор серии объемом 5,4 литра.

-9

Вот как стал выглядеть этот мотор позднее, а именно в 1957 году. Круглая "кастрюля" воздушного фильтра уступила место продолговатому "термосу", который передвинули в правую, по ходу движения, часть.

-10

Мотор ЗИЛ-111 первых лет выпуска.

-11

Ну а теперь самое интересное. Обратите внимание на вакуумный усилитель тормозов. Вот как он выглядит у Chrysler Imperial 55-56 годов. Он круглый.

-12

А вот уже у машин 57 года он изменился и стал продолговатым.

-13

Ну и соотвественно у модифицированной или пережившей рестайлинг модели ЗИЛ-111Г он так же получает новый вид. У ГАЗ-13 он точно такой же.

-14

И наконец коробка. Это так же позаимствованный у американского Chrysler Imperial двухступенчатый "автомат" PowerFlite. Почему выбор пал именно на более архаичную двухступку? Скорее всего именно машина с такой трансмиссией попала в СССР, ведь с того же 1956 года у Imperial была возможность заказать коробку с тремя ступенями, она имела приставку PowerFlite А488.

-15

В общем относительно советским был этот автомобиль, хотя его предшественники так же были скомпилированы у столь нелюбимой на словах, но обожаемой на деле автомобильной промышленности Америки.

И да, я не зря назвал количество произведенных лимузинов ЗИЛ-111, за девять лет сборки которых из ворот московского завода выехало всего 113 машин. В то время как у почившего в бозе Packard ровно за год до "смерти" модель Patrician разошлась в количестве 9127 автомобилей. Причем это была не ручная, применявшаяся на ЗИЛ сборка, а потоковое, серийное производство. Да и чисто теоретически, при цене в 3 890 долларов седан Patrician в США могли купить многие. Интересно, что до реформы 1961 года цена в рублях 15 560. А вот после рубль "укрепился", ну по крайней мере в отчетах он это делал постоянно вплоть до 1991 года, и машина бы обошлась жителю СССР в 3 501 рубль.