В СССР любили масштабные эксперименты по преобразованию и улучшению окружающей среды и адаптации её к потребностям экономики. Только вот далеко не все эксперименты оказались удачными. Как минимум один из них нам приходится расхлёбывать до сих пор. Речь идёт о борщевике.
Откуда взялся борщевик Сосновского?
Борщевик Сосновского появился в СССР в трудные и голодные послевоенные годы. Ресурсов не было, а сельское хозяйство срочно нужно было восстанавливать. Требовался неприхотливый и высокоурожайный корм для скота. В 1940-е годы руководство СССР узнало, что в Северной Америке имеется нужное скотине растение: сочное, высококалорийное, не требующее ухода, к тому же, вырастающее на несколько метров в высоту.
Раз такое растение существует и эффективно «работает», значит, и нам надо нечто подобное. Срочно найти, вывести, адаптировать к средней полосе и вырастить повсеместно! Селекционер Пётр Вавилов, работавший в Институте биологии республики Коми, убедил руководителей СССР, что наиболее подходящим растением станет борщевик. И учёные отправились на поиски в разные концы огромной страны и даже за её пределы.
Борщевиков вообще-то существует видов 45 и это чисто в России (в мире ― около 150 видов). Однако специалистам понравился именно тот, который позднее назовут борщевиком Сосновского. Данный вид произрастал в горах Кавказа и в Турции: его обнаружила и описала ещё в 1944 году Ида Манденова. Именно она, являясь ученицей Дмитрия Сосновского, занимавшегося исследованием кавказской флоры, назвала растение в честь своего учителя.
Для проведения опытов учёные использовали семена растений, собранные в Кабардино-Балкарской Республике ― вблизи города Нальчик, в 1951 году. На основе имеющегося растения требовалось создать уникальную силосную культуру, но в итоге получилось растение-вредитель.
Почему борщевик не стали использовать как силосное растение?
Борщевик ― вырастающее до трёх метров в высоту растение, относящееся к семейству Зонтичные. Ещё на стадии открытия борщевик Сосновского классифицировал в качестве силосного растения. Он давал очень большую биомассу и был неприхотлив.
На радостях, борщевиком Сосновского засеяли множество полей, и, естественно, стали ждать стремительного прогресса в производстве корма для травоядных сельскохозяйственных животных. Только вот скотина ела борщевик неохотно: может, невкусно было. К тому же, вскармливаемые борщевиком животные плохо набирали вес, качество их мяса ухудшалось, а молоко становилось горьким.
И это было ещё не самое страшное. Во время сбора урожая выяснился неприятный факт: при прикосновении борщевик сильно обжигал кожу. Рабочие, которые заготавливали борщевик, получали серьёзные и долго незаживающие ожоги, которые для некоторых даже оказались смертельными. Особенно опасно было получить ожог в солнечный день: фотосенсибилизирующие вещества, содержащиеся в листьях и плодах, попадая на кожу, повышают её чувствительность ультрафиолету, что часто приводит к буллёзному дерматиту. Повреждённое место сначала краснело, потом покрывалось пузырями, на месте которых позднее образовывалась незаживающая рана. При попадании сока борщевика в глаза некоторые даже теряли зрение.
Разумеется, такое растение использовать было опасно и нецелесообразно. Учёные стали работать над созданием такого борщевика, в котором ядовитые компоненты или фурокумарины содержаться не будут. Сорт «Северянин», выведенный учёными, содержал намного меньше ядов, однако его сок всё ещё был опасен для человека, да и поедать его животные не очень-то хотели.
Почему борщевик стал «захватчиком»?
В естественной среде обитания, то есть непосредственно в горах, борщевик Сосновского рос небольшими скоплениями и даже единичными кустами. Он никогда не образовывал зарослей. Но всё изменилось, когда борщевик попал на плодородные равнины. К концу 1960-х годов борщевиком были засеяны тысячи полей по всему СССР. Но животные его не ели, а уборка «урожая» представляла опасность.
«Сворачивать» затею решили уже к 1984 году. В итоге кое-где борщевик был скошен, а поля засеяны другими культурами. Но многие колхозы вообще не стали трогать борщевик, предпочитая заниматься обработкой других полей. Сам же борщевик чувствовал себя прекрасно и эффективно размножался, захватывая новые территории. Равнинные почвы пришлись ему по душе, а растений-конкурентов поблизости не оказалось. В «лихие 90-е» о борщевике практически забыли, а вспомнили в 2010-е годы, когда в одном только Подмосковье борщевиком Сосновского заросло более 17 тысяч гектаров земли.
Борьба с борщевиком в современном времени
После 2012 года борщевик Сосновского, в том числе и самый его безопасный сорт «Северянин», исключён из списков достижений селекции и занесён в «Чёрную книгу флоры Средней России» наряду с другими опасными и просто сорными растениями. Растение было признано утратившим хозяйственную ценность.
Борщевик Сосновского, по факту, это инвазионный вид. Он быстро размножается, вытесняя другие растения и тем самым сокращая местное видовое разнообразие. По данным исследователей, всего за четыре года борщевик Сосновского способен полностью вытеснить с определённой территории до сотни местных растений-обитателей.
Борьба с его засильем ведётся повсеместно, но не особенно успешно. Борщевиковые поля уже есть даже в Сибири и на Сахалине. Государственные службы выкапывают и выкашивают его, травят гербицидами. Кое-где борщевик удаётся полностью «победить», но для этого обычно требуется несколько лет.
Мой канал ВКонтакте и ещё несколько интересных статей: