Фарфоровые дамы в пышных невесомых кринолинах настолько хороши, что сложно поверить в то, что их прекрасные наряды сотканы не из настоящего кружева, а из фарфоровой массы.
Посмотрите на это великолепие сами - сложно не открыть рот в восхищении!
Правда, настоящие кружева на производстве все же присутствовали. Они служили "молдом" для создания фарфорового декора, но процесс был очень сложен и кропотлив.
Давайте же обратимся к истокам возникновения этого направления керамического искусства и ненадолго "нырнём" в его историю!
Дрезденский фарфор появился в начале XVIII века. Его начали изготавливать на Саксонской (позднее - Мейсенской) фарфоровой мануфактуре, в самом центре развития фарфорового производства.
Но под понятием "дрезденский" (или мейсенский) фарфор подразумевают не какого-то одного производителя, а общий стиль работы. В этом направлении кроме вышеупомянутого завода работали следующие фарфоровые мануфактуры: Фолькштедт в Зитцендорфе и Унтервайсбах в Тюрингии.
Впервые в Европе фарфоровые кружева начал использовать Антуан Мюллер на заводе Фодькштедт в 80-е годы XIX века. И, как это обычно бывает, подобную технику уже когда-то придумали в Китае (здесь должны быть шутка о том, что всегда найдется китаец, который делает что-то лучше вас 😁).
Но достопочтенной европейской публике всегда было безразлично что происходит в далёком Китае, поэтому новинку фарфорового производства приняли на "ура". И очень скоро тончайшие фигурки в пышных кружевах начали выпускаться на самых крупных немецких мануфактурах. А там не за горами и международный рынок.
И как-то так вышло, что любой кружевной фарфор обозначался как дрезденский - вне зависимости от того, где его выпустили.
Отличительной чертой дрезденского фарфора является стиль, используемый для создания изящных статуэток: немецким мастерам полюбилось рококо с характерным для него романтизмом, пышными платьями и ощущением вечного праздника.
Фигурки чаще всего были выполнены в виде балерин, влюбленных парочек, музицирующих, танцующих и флиртующих молодых людей и милых семейных сценок. Ну и без пастухов с пастушками никуда - они здесь тоже встречаются.
Цвета выбирали нежные, пастельные: часто это был голубой и розовый на неизменной белой основе. Колорит ещё больше подчеркивал изящество и хрупкость прекрасных кружевных статуэток. Отдельные детали выделялись золотом.
Самые известные дрезденские статуэтки называются «кринолиновыми группами» и изображают сцены придворной жизни, танцы или игру на музыкальных инструментах, любовные сценки. Они отличаются сложной композицией с большим количеством деталей.
Так как же создавались пышные кружевные юбки, воротники и манжеты на дрезденском фарфоре?
Для воссоздания легчайшей ткани использовали настоящее кружево - костюмы формировались именно из него. Но был небольшой секрет: ткань пропитывалась фарфоровым составом. Во время обжига (а это 1300 °C, на минуточку!) кружево сгорало, оставляя после себя своего фарфорового двойника.
Каждая статуэтка создавалась вручную,процесс был сложным и кропотливым, поэтому синонимом понятия дрезденский фарфор является слово роскошь - эти изделия очень дороги и ценятся коллекционерами.
Кроме Германии, кружевной фарфор выпускался и в Италии, и некоторые ценители считают, что он превосходит дрезденский. Но тут уж дело вкуса, как говорится.
На данный момент большинство процветающих в прошлом мануфактур, выпускающих кружевной фарфор, закрыто. Этому поспособствовали войны и экономические кризисы, из-за которых постоянно менялись владельцы предприятий. Например, знаменитая "Sitzendorfer Porzellanmanufaktur" существовала вплоть до 2000 года, выпуская лучшие образцы ассортимента XIX века, но сменившееся руководство выбрало неправильную экономическую стратегию и в 2013 году производство закрылось окончательно.
Поэтому многие образчики дрезденского фарфора можно приобрести лишь на аукционах, что заметно влияет на их стоимость.
Ну а мы с вами люди простые, поэтому можем бесконечно любоваться на произведения мастеров прошлого благодаря щедрости интернета :)
А вам нравится дрезденский кружевной фарфор?