Недавно мне попалась интересная задача. Условие такое. Лодка с гребцом на веслах двигалась против течения реки. На носу лодки стояла наполовину пустая бутылка отличного виски, ой, нет, чая! Закрытая бутылка. Лодка достигла моста, ее вдруг сильно качнуло, бутылка свалилась в воду и отправилась вниз по течению. Гребец не сразу заметил отсутствие бутылки, а только через 20 минут.
Он развернул лодку и отправился в погоню за бутылкой. Жалко же чай. Зная, что бутылку он точно догонит, гребец особо не торопился, греб точно с такой же силой, как и против течения. Чего напрягаться-то. Тем более, что из скорости лодки вычиталась скорость течения реки при движении против течения, а сейчас, по течению будет складываться, как хорошо.
Через некоторое время гребец увидел свою родную бутылку на расстоянии одной мили от моста, ниже по течению, и радостно вытащил ее из воды.
Вопрос. Какая скорость была у реки?
Я составила уравнения с несколькими неизвестными, систему, заменяла, подставляла. Ничего не получилось. Заглянула в решение. Оно меня развеселило, так понравилось.
Вот оно, решение. Все в этой задаче : лодку, гребца, бутылку, мост помещаем в систему координат, где все движется, а вода - нет. То есть фиксируем реку, превращая ее в озеро. А вот берега и мост движутся, ничего себе.
Если мы плывем по озеру на гребной лодке, уронили не тонущий предмет, проплыли 20 минут, заметили пропажу, развернулись, поплыли назад за упавшим предметом. Чтобы его догнать в озере, понадобится тоже 20 минут. Предмет, то есть бутылка будет "сидеть" на месте, никуда не уплывая. Течения ведь нет.
Итак, бутылка пробыла в воде 40 минут, а мост за это время переместился на одну милю. То есть скорость движения моста, что аналогично скорости движения реки, будет 1 миля за 40 минут, то есть 1,5 мили в час.
Вы скажете, что скорость лодки так не найдешь. Но в задаче про нее и не спрашивают.
Решение удивило и развеселило меня, представила , как гордо плывет мост по реке. Спасибо за эту задачу Георгию Антоновичу Гамову, физику, математику, советскому и американскому ученому.
Или задачу все-таки можно решить обычным способом, как Вы думаете?
Возможно, Вам будет интересно.
Спасибо, что Вы дочитали. Желаю Вам здоровья и удовольствия от полезных и бесполезных занятий.