Найти в Дзене
Кино и книги

"Чрезвычайная ситуация на воде": 3 малоизвестных советских фильма-катастрофы

Оглавление

Сегодня речь пойдет об экстремальных происшествиях на морях и океанах, изображенных в некоторых картинах советского кинематографа 60-х годов. Фильмы этого периода отличаются проявлением внимания к личности, психологии, а где она раскрывается больше, чем в опасные моменты? Некоторые из сюжетов списаны с жизни, другие просто правдоподобны.

 Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"49 дней" 1962 г.

Побережье Охотского моря зимой - не самое приятное место на земле, но на грузовой барже отряда буксирных катеров, где служат четверо солдат-стройбатовцев, царствует приподнятое настроение. Рядовой Фомин собирается в увольнение на берег. Он надраил до зеркального блеска яловые сапоги и, в ожидании лодки, наяривает на гармошке что-то жизнерадостное. Жена вот-вот подарит ему первенца. По мнению Фомина, разумеется, - сына.

Кадр из фильма "49 дней". Фомин (Владимир Шибанков), Подгорный и Рахматулин (Владимир Буяновский).
Кадр из фильма "49 дней". Фомин (Владимир Шибанков), Подгорный и Рахматулин (Владимир Буяновский).

Сослуживцы искренне радуются за товарища, но тут командир, сержант Рахматулин, обнаруживает на палубе рассыпанное ведро с углем. Ответственный за беспорядок Фомин лишается увольнительной. На всякое там: "Ну, Закир, ну, Закир, я потом уберу!" Рахматулин дает понять, что сейчас он не Закир, а начальник. Злой Фомин, переодевшись в ватник, исправляет косяк, а на берег отправляется работящий украинец Подгорный.

Из увольнительной счастливца привозят ночью. Он едва на ногах стоит при поддержке встречающего, рядового Бойкова. Остальные уже спят. Подгорный, как в поговорке, "сыт, пьян и нос в табаке", явился со свидания с культурной женщиной-медичкой, выполнил задания друзей на берегу, только вот будущему молодому отцу ничего нового сообщить не может. Процесс появления на свет Фомина-младшего затянулся.

Кадр из фильма "49 дней". Бойков (Геннадий Крашенинников) и Подгорный (Виктор Пивненко).
Кадр из фильма "49 дней". Бойков (Геннадий Крашенинников) и Подгорный (Виктор Пивненко).

Вернувшийся пробирается в кубрик и укладывается спать, а потом никак не может понять почему сапоги ездят по полу. То ли у него в глазах все еще качается, то ли, и правда, болтает. Обнаруживается, что шторм унес баржу в океан. Ее обитателей ожидает изнуряющее 49-дневное путешествие по волнам, то спокойным, то бушующим, с запасом продуктов, растянутым чуть больше, чем на неделю. Дальше придется есть сапоги и гармошку.

Кадр из фильма "49 дней". Связь потеряна.
Кадр из фильма "49 дней". Связь потеряна.

Сюжет основан на историческом происшествии, гремевшем, в свое время, по всему миру. Его советские участники получили по Ордену Красной Звезды. Дрейф неуправляемой баржи "Т-36", на борту которой в конце января-начале марта 1960 года сорок девять дней выживали сержант Асхат Зиганшин, рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов до спасения их американским авианосцем "Кирсардж", стал событием года. Обе стороны, наша и американская, вполне имели право собой гордиться.

Кадр из фильма "49 дней". Мы вместе.
Кадр из фильма "49 дней". Мы вместе.

Кстати, фильм начинается не с самой истории, а с небольшого исторического экскурса. Письма жертв кораблекрушений, извлеченные из моря в запечатанных бутылках, рассказывают об атмосфере страха и человеческой деградации. На экране всплывает картина Жерико "Плот "Медузы", напоминающая об одной из известнейших морских катастроф, где в полной мере царствовали предательство, убийство, голод и каннибализм. После двух недель вынужденного плавания на плоту, брошенная командованием команда фрегата с полторы сотни человек сократилась до пятнадцати. И это у берегов Восточной Африки.

А наши ребята на исходе зимы, в холоде и голоде, поддерживали друг друга и никого не потеряли. Ну не продемонстрировали ли они на весь мир преимуществ советского воспитания по принципу "человек человеку - друг, товарищ и брат"? И американцы показали себя хорошо: спасли, остаться в США не принуждали, вели себя тактично. Приятно видеть в истории такие позитивные встречи, хотя, хотелось бы, по менее драматическим поводам.

Должна добавить, что, по моему мнению, настроение терпящих бедствие - наполовину заслуга командира Асхата Зиганшина. Они все были порядочные ребята, но Зиганшин являлся в высшей степени человеком долга. Есть такие личности, для которых главное не свои и семейные интересы, а дело, которому они служат. Зиганшин был такой ответственный командир. "Службист", как выразился в фильме персонаж Фомина. Впрочем, предоставим самому герою слово, в том числе и об отличиях реальных событий и показанного в кино.

"Пока дрейфовали, ни страха не было, ни паники. Не сомневались, что обязательно спасемся. Хотя и не думали, что проведем в океане почти два месяца. Если бы дурная мысль забрела в голову, дня не прожили бы. Прекрасно понимал это, сам не раскисал и ребятам не давал, пресекал любые пораженческие настроения...

Из люков высунулись пилоты, сбросили веревочные трапы, показывают знаками, как подниматься, что-то кричат нам, а мы ждем, когда кто-нибудь спустится на баржу, и я как командир поставлю свои условия: "Дайте продукты, топливо, карты, и мы сами домой доберемся". Так и переглядывались: они - сверху, мы - снизу.... Смотрим, авианосец, с которого вертолеты взлетели, разворачивается и начинает удаляться. И вертолеты следом. Может, американцы подумали, что русским нравится болтаться посередине океана?

В этот момент мы по-настоящему струхнули. Поняли: сейчас сделают нам ручкой и - тю-тю. Хотя даже тогда мысли не было, чтобы бросить баржу. Пусть хоть на борт к себе поднимают! Из последних сил начали подавать американцам знаки, мол, дурака сваляли, не бросайте на погибель, заберите.(Из интервью Асхата Зиганшина в 2015 г.)

Факт употребления в пищу сапог и гармошки придавал, в восприятии людей, какой-то черный юмор этому происшествию. Во всяком случае он явно звучит в песне Владимира Высоцкого "49 дней", которой в фильме нет, но она прекрасно его дополняет:

Доедена банка консервов
И суп из картошки одной, -
Все меньше здоровья и нервов,
Все больше желанье домой.

Сердца продолжали работу,
Но реже становится стук,
Спокойный, но слабый Федотов
Глотал предпоследний каблук.

Исполнители ролей главных героев большой известности не приобрели, но наблюдать за ними интересно. Забываешь, что это кино, так много напряженных и трогательных моментов. В картине снимались: Владимир Буяновский (Рахматулин), Виктор Пивненко (Подгорный), Владимир Шибанков (Фомин), Геннадий Крашенинников (Бойков), Сергей Никоненко (радист Шилов), Бруно Оя (американский матрос), Роман Филиппов (американский матрос), Эрвин Краусмюллер (капитан авианосца) и другие актеры.

"Путь к причалу" 1962 г.

Пятнадцатилетний Васька Метёлкин, живущий с матерью в Заполярье, - человек-катастрофа. Он уже работает, но нигде не приживается, несмотря на то, что люди относятся к парню с симпатией и в технике Васька соображает. Просто липнут к нему всякие неприятности. Одно из Васькиных чудачеств - таскать с собой бивень мамонта и предлагать его в компенсацию за какие-нибудь неудачные действия.

Кадр из фильма "Путь к причалу". Васька (Александр Метёлкин) с бивнем и Марат Чепин (Валентин Никулин).
Кадр из фильма "Путь к причалу". Васька (Александр Метёлкин) с бивнем и Марат Чепин (Валентин Никулин).

После разных перипетий Метёлкин попадает на аварийно-спасательное судно "Кола", где служит боцман Зосима Семёныч Росомаха. Морской волк пребывает в депрессии, склонен выпить и побуянить, но парнишку влечет эта загадочная личность. В противоречиях боцмана с экипажем, Васька неизменно его поддерживает.

Во время стоянки в Мурманске Зосима внезапно узнает, что у него есть взрослый сын от когда-то брошенной Марии. Это известие вдохновляет морского бродягу на новую жизнь, он становится мягче и внимательнее к окружающим, особенно молодым. Теперь ему есть для чего рваться на берег, но во время транспортировки искалеченного в войну корабля "Полоцк" создается острая ситуация.

Приходит радиограмма от терпящего бедствие лесовоза "Одесса". Из-за цейтнота"Кола" может только или бросить "Полоцк" с Росомахой, Метёлкиным и двумя рулевыми во время шторма и идти к "Одессе", или отказать "Одессе" и выполнять текущее задание.

Кадр из фильма "Путь к причалу". Васька и боцман Росомаха (Борис Андреев).
Кадр из фильма "Путь к причалу". Васька и боцман Росомаха (Борис Андреев).

Нехарактерный для режиссера Георгия Данелия фильм, в котором впервые прозвучала очень известная "Песня о друге":

Если радость на всех одна - на всех и беда одна;
В море встает за волной волна, а за спиной - спина.
Здесь, у самой кромки бортов, друга прикроет друг,
Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг.

( муз. А Петрова, сл. Г. Поженяна).

Сюжет в его драматической части, с некоторыми изменениями, зиждется на одноименном рассказе писателя-моряка Виктора Конецкого. Начало же по-данелиевски комедийное.

Принято считать, что в книге, и, возможно, в кино боцман Росомаха погибает. Я бы и за смерть в рассказе не ручалась. Да тон там невеселый, но судите сами:

"А Росомаха, впав в забытье, ничего не ощущал, не понимал, и только мерцающий ослепительный свет, который мерещился ему, связывал его с жизнью...

— Эх, боцман, боцман, — с сочувствием и жалостью произнес Чепин, переводя дыхание после борьбы.

— У него где-то сын есть, — сказал Бадуков, затягивая шнурки капюшона на подбородке Росомахи. — И жена…

— Отвоевался боцман. Ему теперь к причалу пора, — сказал Ванваныч.

— Смотря к какому, — тихо сказал Чепин и вдруг опять выругался.

Они замолчали, глядя на штормовое море. Ветер хлестал по их лицам.

А Росомахе все чудился перед глазами свет. Такой яркий, будто все маяки, и створы, и буи, и бакены, какие только он видел в жизни, светили теперь ему". (Виктор Конецкий "Путь к причалу").

По-моему, если бы свет погас, тогда - точно умер, но сказано "ослепительный свет, который мерещился ему, связывал его с жизнью". Значит герой еще жив и помощь идет. Да и не смерть же его обсуждают моряки, а списание на берег по состоянию здоровья, худший исход лишь подспудно предполагает Чепин.

Росомаху в картине играет человек-глыба Борис Андреев. У него здесь тоже нехарактерная роль. Обычно мы видим в кино этого великана воплощением Добра, а боцман "Колы" - фигура неоднозначная, лишь поворачивающаяся к свету. В роли Мётелкина, собственно, Метёлкин, только Александр, молодой актер, снимавшийся с детства, но по трагической случайности погибший в 1972 году в возрасте 26 лет.

Отдельной темой за кулисами событий проходит тень минувшей войны, наиболее ярко звучащая в эпизодах встречи Росомахи с бывшим фронтовым другом Никифоровым и воспоминаниях, нахлынувших на боцмана и капитана Гастева, во время осмотра "Полоцка".

Какой-то грустный отзыв получается, а ведь половина фильма очень веселая с заметной ролью Георгия Вицина с качестве двуличного клиента вытрезвителя, дебютом Валентина Никулина, сыгравшего пижонистого Чепина, и замечательным старпомом, ругающим всех: "Сосиска! Сарделька!!!" (Игорь Боголюбов). А еще там есть Бруно Оя (Бруно) - малоэмоциональный красавец с гитарой.

В съемках принимали участие: Олег Жаков (капитан "Колы" Георгий Александрович Гастев), Любовь Соколова (Мария), Ада Шереметьева (Майка), Виктор Колпаков (старший механик), Григорий Гай (Антон Никифоров), Ольга Маркина (мать Васьки), Алексей Бахарь (лейтенант милиции), С. Колченаев (охотник Герасим) и другие.

"Полуденный паром"1967 г. "Таллинфильм"

Парень и девушка прячутся в кузове грузовика, предварительно купив на последние деньги пива, хлеба, спичек и сигарет. Им все равно куда ехать. Парень - какой-то бродяга-авантюрист. Девушка сблзилась с ним, видимо, недавно и их отношения на пике влюбленности. В кузове - тюки с хлопком, но парочка там курит и с этого момента начинаешь подозревать, что дело добром не кончится. Вернувшийся шофер ведет грузовик к переправе на остров.

Кадр из фильма "Полуденный паром". Парень (Энн Краам) и девушка (Керсти Герн).
Кадр из фильма "Полуденный паром". Парень (Энн Краам) и девушка (Керсти Герн).

Через пролив ходит паром. К нему направляются и другие машины. В одной из них едет пожилой инвалид войны с маленькой племянницей. Ребенок без стеснения вываливает на дядю подробности жизни с матерью, которая, после развода, долго искала кандидатуру на место супруга, вторично вышла замуж, и теперь дочь ей мешает.

Кадр из фильма "Полуденный паром". Дядя (Уно Лойт) и маленькая Тийу (Леа Унт).
Кадр из фильма "Полуденный паром". Дядя (Уно Лойт) и маленькая Тийу (Леа Унт).

Показывают и мамашу, эффектную блондинку с мужем-профессором, движущихся по той же дороге на белой "Волге". Профессор еще молод, похож современного Пьера Безухова. Он прямо-таки жмурится и мурлычет от комплиментов жены, но его робкое замечание о том, что девочку надо было взять с собой, сразу срывает маску с грубой мещанки. Впрочем, осознав свою ошибку, она спешит поправить впечатление.

Кадр из фильма "Полуденный паром". Профессор (Эйно Тамберг) и его жена-парикмахер (Ада Лундвер).
Кадр из фильма "Полуденный паром". Профессор (Эйно Тамберг) и его жена-парикмахер (Ада Лундвер).

Следующая машина - "Москвич", взятый напрокат лидером компании "золотой молодежи". Он - сын директора, незаконченное высшее (видимо, просто бросил институт), циник, пропагандирующий цель брать от жизни все. В салоне "Москвича" кипит спор между ним и затесавшимся в компанию интеллигентным парнем. В том же направлении едет экскурсионный автобус, катит на велосипедах компания студенток-филологичек.

На пароме свои заморочки: капитан отчитывает штурмана, явившегося на работу с похмелья с громадным фингалом вокруг глаза. В качестве наказания провинившегося отправляют на погрузку, чтобы все видели какой он битый. Постепенно все наши герои вьезжают на паром.

Кадр из фильма "Полуденный паром". Штурман (Калья Карсак) и капитан (Аарне Лаус).
Кадр из фильма "Полуденный паром". Штурман (Калья Карсак) и капитан (Аарне Лаус).

Штурман совершает две большие ошибки. Он пропускает пару бензовозов, встающих рядом со злосчастным грузовиком, везущим хлопок, и принимает выпрыгнувшего оттуда парня со спутницей за работников милиции. Такую версию сливает ему этот эстонский "Бендер", махнув перед носом пачкой "Примы" вместо удостоверения. Парень намекает, что дело о драке с участием штурмана, тоже в их руках. Запуганный моряк отдает им свою каюту и, когда на пароме начинается пожар, виновные оказываются вне подозрений.

Сценаристом картины является известный эстонский советский писатель Юхан Смуул. Проблематика и образы персонажей хорошо проработаны. Речь идет, конечно, не только о соблюдении правил пожарной безопасности, но и о проблеме нравственной ответственности. Часть героев готова к самоотверженной борьбе за спасение других , а другая - эгоистична и при этом не обязательно труслива.

Парикмахерша, защищающая "Волгу" от сброса с воду, - не удивляет. Она уже показала себя маскирующейся наглой эгоисткой. Естественно и поведение оппонента водителя "Москвича" - он сразу заявил себя порядочным человеком. Один из приятелей сына директора, паренек в кепке, вероятно, только поддакивает в своей компании, чтобы не выделяться. Он тоже без пафоса принял участие в тушении пожара. Девушкой из компании движет желание понравиться лидеру, она льстит ему и подчеркивает, что не боится пожара.

Сам же Атс, водитель "Москвича", до безумия хочет показать себя бесстрашным героем, только не смешиваясь с толпой. Самоутверждение? Тщеславие? Желание испытать себя или продолжение дорожного спора? Мол, если тот, интеллигент, храбро тушит пожар, то пусть увидит, что я могу больше? Во всяком случае, Атс рискует собой не ради спасения других. Хвастовство после лишает его поступок какой-либо привлекательности.

Самая страшная фигура, конечно, тот парень-авантюрист, заваривший всю кашу. Вот кто истинно свободен от моральных запретов, о которых рассуждает лидер "мажоров". Этому много не надо, он легко паразитирует на слабостях людей , не оглядываясь на последствия.

Среди русских летчиков, тушивших пожар, заметен актер Николай Крючков. Роль маленькая, но знаковая. Приятно видеть, что представители наших ВВС - молодцы и герои!

Картина есть в сети на эстонском с русскими субтитрами или с одноголосым переводом на русский язык.

В съемках участвовали: Энн Краам (парень), Керсти Герн (девушка), Ада Лундвер (парикмахерша Лейсли), Эйно Тамберг (профессор), Уно Лойт (инвалид), Леа Унт (девочка Тийу), Аарне Лаус (капитан), Калью Карсак (штурман), Робер Гутман (Атс, водитель "Москвича") и другие актеры.

Мой обзор закончен, надеюсь вы посмотрите эти фильмы и они вас не разочаруют. Предыдущая подборка на похожую тему:

-12